Dipol FM | 105,6 fm

Ольга Ройтблат: Система непрерывного образования – квинтэссенция ТОГИРРО

В образовательном учреждении любого уровня все начинается с руководителя.

_Народный учитель России Ольга Ройтблат — одна из авторитетнейших личностей в образовательной сфере не только региона, но и России. За свою карьеру она прошла все ступени педагогической профессиональной лестницы: учитель, завуч, директор школы, глава областного департамента образования и науки. В 2014 году исполнится десять лет, как Ольга Владимировна возглавляет одно из ведущих учреждений в области развития образования в стране — ТОГИРРО. О самой главной ценности в жизни, опережающих время проектах, прошлом и будущем института в интервью «Вслух.ру» рассказала ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат._

— Ольга Владимировна, 11−13 декабря научно-практическая конференция «Специфика педагогического образования в регионах России» соберет в областной столице лучших педагогов страны, руководителей авангардных школ РФ и Тюменской области, высоких профессионалов в сфере образования. Что ждете от форума?

— Мероприятие всероссийского масштаба. Мы планируем обсудить современные тенденции и проблемы развития педагогического образования в России и за рубежом, сложности введения профстандартов, совершенствование системы дополнительного образования педагогических кадров. Важными темами станут межвузовское взаимодействие и информационные технологии, психолого-педагогическое сопровождение процессов воспитания и социализации.

В рамках конференции пройдет проект «Школа современного руководителя». Здесь наша задача — показать руководителям образовательных учреждений новые практики и технологии управления, модели принятия управленческих решений, сформировать компетенции, необходимые для ответа на новые вызовы в системе образования. Проект известен в области и России на протяжении пяти лет. В целом тема неформального образования приобретает широкий размах не только в нашей стране, но и по всему миру.

Наши проекты доказали, что сегодня недостаточно иметь только формы традиционного образования, формального, или окончить педагогический вуз. Учитель и руководитель в сфере образования должны учиться постоянно. Тема непрерывного образования — красная линия в работе института. Сегодня те проекты, которые мы внедряли на заре всех изменений в сфере образования, доказали свою эффективность. Мы идем в правильном направлении. Знаете, в любой сфере, а в образовательной особенно, непрерывность — залог успеха.

— В последнее время много разговоров о подготовке современных кадров. Но это невозможно без современных педагогов.

— Проблемы любого уровня упираются в недостаток знаний. Я глубоко убеждена, что качественная система образования определяет успех экономики. В каждой сфере и отрасли сотрудники должны непрерывно обучаться, владеть технологиями, знать новинки и следить за изменениями. Система переподготовки и повышения квалификации востребована как никогда. Мы учим педагогов, руководителей учреждений, воспитателей, которые, в свою очередь, учат будущее страны.

Например, дошкольное образование. Сейчас для первой ступеньки системы образования разрабатываются стандарты. У нашего региона есть в этом вопросе колоссальный опыт. Семь лет назад кафедра дошкольного и начального образования ТОГИРРО совместно с областным департаментом образования и науки разработала систему «Мозаика». Дошкольное образование складывается из составляющих: здоровье, социализация, культурное и патриотическое воспитание, физическое развитие. Это работающий ресурс с шестью мощными программами, готовыми методическими занятиями. Бери и внедряй. Более того, программа хорошо коррелируется с новыми российскими стандартами для дошкольного образования, которые обсуждаются в стране. Поверьте, если педагоги и заведующие детсадами выполнят «Мозаику» хотя бы на 50%, они систему дошкольного образования развернут на 180 градусов.

Следующий уровень — начальная школа, которая является фундаментом всего обучения. Не надо никого убеждать, что если в начальной школе ребенка учили плохо, не привили желание и любовь к знаниям, к образованию как достоянию, мы упустили главное. В начальный период обучения в школе нужен такой человек, который видит на уроке каждого ребенка. Он и учитель-методист, и учитель-психолог. А тюменские педагоги должны и могут заложить этот фундамент. Но в этом процессе есть и проблемы. ТОГИРРО обучил, показал, дал инструменты для реализации на практике. Учитель возвращается в школу, и дать гарантию, что наши рекомендации и программы реализуются, я не могу. Здесь важную роль играет руководитель учреждения. Администрация школы должна сопровождать, отслеживать и спрашивать результат. Методическая часть есть, а контролирующей нет. А должен быть и кнут, и пряник. Только при таком подходе будет результат.

Есть и другая проблема, которая все чаще встречается, — педагог перестал индивидуально работать с учеником. Нельзя создавать такие условия, чтобы ребенок отсидел шесть уроков в школе, пробездельничал, а потом родители вынуждены приглашать репетитора и восполнять пробелы педагога. Этого в корне не должно быть.

— Как уйти от такой практики?

— Очень просто. Те, кто говорит, что теорию и науку нужно заменить лишь практикой, ошибаются. Это абсолютно неверный и некомпетентный подход. Приведу пример: когда учитель выходит к доске — это практика, но когда учитель рефлексирует, анализирует уровень освоения материалов данным классом и готовится к уроку — это наука. Если учитель не владеет элементарным фундаментальным знанием, у него и на практике ничего не получится. Про какие знания я говорю? В первую очередь, каждый учитель должен владеть индивидуальными и психологическими особенностями каждого ребенка. Не ждите, когда в школу придет психолог и решит все проблемы. Мы учим не ради оценок, а ради того, чтобы ребенок был успешен в жизни, ощущал себя человеком, был толерантным.

— Эти ценности обсуждались на пятом Всемирном инновационном саммите по образованию (WISE) в Катаре, где вы принимали участие?

— Философия саммита — взаимоотношение между образованием и жизнью. Важно обучаться на протяжении всей жизни, получать знания не ради оценок, баллов по ЕГЭ, а ради того, чтобы образование отвечало на вызовы времени. Система образования должна предвосхищать потребности жизни. Любой ребенок в период взросления встречается с огромным количеством трудностей, стрессов. И миссия педагогов — помочь им пережить это.

Вы знаете, что, несмотря на глобализацию и инновации в образовании, есть ребятишки, которые в XXI веке не умеют читать. В мире 57 млн детей, которые не сели за парты. У них просто нет такой возможности. 250 млн детей, которые учатся в школах, получают образование низкого качества и не могут ни читать, ни считать. Есть страны, где только одна девочка из ста заканчивает школу (по причине ранних браков, насилия и т. д.). Важно уважать личность ребенка, а мы зачастую только говорим об этом. Это вообще болезнь нашего времени — красиво говорим, очень много говорим, часами с разных трибун и совещаний, а важно действовать.

— И здесь одну из главных ролей играют руководители образовательных учреждений?

— Глубоко убеждена, что в образовательном учреждении любого уровня все начинается с руководителя. Институт четвертый год реализует проект «Школа современного руководителя», где собрана мощнейшая база мультимедийных ресурсов с мастер-классами и лекциями ученых, педагогов и психологов России. Регион многого добился с системе образования, но мы не на финишной прямой. Перед нами стоят совершенно иные задачи. Если 7−8 лет назад мы решали вопросы экономики системы, перехода на самообеспечение, то сегодня на первом плане качество подхода к ребенку.

— ТОГИРРО вошел с сотню лучших социально значимых учреждений России. Это победа?

— В ноябре мы попали во всероссийский реестр «100 лучших социально значимых образовательных учреждений 2013». Рейтинг был составлен Международной академией развития образования и педагогических наук. Академия совместно с экспертами провела информационно-аналитический мониторинг официальных и корпоративных сайтов учреждений системы образования страны, а также публикаций в СМИ, отражающих качество предоставления услуг. Нам вручили сертификат, подтверждающий высокие показатели организации в современных экономических условиях, качественное оказание предоставляемых услуг, социальную значимость своей отрасли в регионе. Нас знают и ценят. Более десяти лет ТОГИРРО обучает всю Россию. В вузе создана система опережающего развития. Жизнь подтверждает, что мы идем в правильном направлении.

— В ноябре 2014 году будет 10 лет как вы руководите ТОГИРРО. Быстро время летит?

— Как один день. Оглядываясь назад, вспоминаю, как не хотела в свое время уходить из школы, а работая в департаменте образования и науки, мечтала вернуться в школу обратно. И вот уже почти десять лет возглавляю ТОГИРРО. Часто анализирую, а смогла бы я управлять институтом после руководства школы? Наверное, нет.

Главная ценность института, которая меня поразила тогда, — уникальные кадры, умные, профессиональные и скромные люди. Работали с огромной самоотдачей, несмотря на то, что приходилось трудиться в условиях, которые далеко не соответствовали нормам организации рабочего места и пространства. Ада Китайгородская, много лет отдавшая институту, мне тогда посоветовала: «Вам придется полюбить ТОГИРРО». И я это сделала.

— Какое самое главное достижение института?

— Конечно, оно не одно. Большая заслуга в том, что мы сформировали правильную позицию у педагогов — признание системы непрерывного образования как определяющей в траектории повышения квалификации педагогических кадров. Как результат, — Тюменская область возглавляет список лидеров по модернизации региональных систем общего образования в России. Педагогические работники, прошедшие квалификацию и переподготовку в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, составляют 100%, регион — лидер по количеству лауреатов и победителей всероссийского финала «Учитель года России» за 24 года. Так что области, безусловно, есть чем гордиться.

_Справка:_
_По результатам независимой экспертизы ТОГИРРО получил статус «Надежная репутация», что является стандартом сертификации финансовой устойчивости, качества продукции и услуг. За достижения в отрасли и развитие экономики России институту присуждено 12 место среди более 646 тыс. предприятий России. В 2011 году ТОГИРРО получил сертификат лидера экономики. Деятельность ТОГИРРО соответствует европейским стандартам качества в области образования, что подтверждает сертификат, полученный от Института cертификации организаций в 2012 году. Институт является лауреатом Национального конкурса «Лучшие учебные центры Российской Федерации— 2012» и награжден памятной медалью за высокое качество образовательных услуг._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
С приходом тепла в Тюмень мотоциклисты стали чаще попадать в аварии
С приходом тепла в Тюмень мотоциклисты стали чаще попадать в аварии
За пять дней произошли сразу десять ДТП.
#новости Тюмени
#Госавтоинспекция
#ГИБДД
#аварии
#мотоцикл
В списке пропавших в Тюмени появился еще один ребенок
В списке пропавших в Тюмени появился еще один ребенок
Девочка пропала в 2001 – 2002 годах.
#новости Тюмени
#пропавшие дети
#поиск
#тк
Аналитики посчитали, сколько карт в кошельке у россиян
Аналитики посчитали, сколько карт в кошельке у россиян
Опрос проводился среди россиян в возрасте от 18 лет в городах с населением более 100 тыс. человек.
#пластиковые карты
#кредитные карты
#СПБ
#банки
#новости Тюмени
#тк
В Тобольске построят поликлинику высотой в восемь этажей
В Тобольске построят поликлинику высотой в восемь этажей
В поликлинике буду работать стационары, скорая и отделения.
#новости Тюмени
#тк
#медицина
#Тобольск
#строительство
#Максим Афанасьев
В Тюмени закроют перекресток на Тульской, у трех маршрутов изменится схема движения
В Тюмени закроют перекресток на Тульской, у трех маршрутов изменится схема движения
Существующие остановки сохранятся.
#автобус
#маршрутка
#схема
#объезд
#Тюмень
#новости Тюмени
#карт