Не нужно питать иллюзий, говоря о кризисе с горизонтом полгода-год, к прежней ситуации 2013-го – начала 2014-го возврата в ближайшие годы не будет.
В 2015 году Альфа-Банк, один из крупных банков России, планирует фокусироваться на развитии безрискового бизнеса, сервисных продуктов, сообщила директор по розничному бизнесу Альфа-Банка Светлана Охлопкова на встрече с прессой.
«В 2015 году мы планируем расти по доле рынка в сегменте счетов до востребования. И конечно, качество сервиса остается важнейшей частью для бизнеса в этом году. Мы хотим добиться того, чтобы наш банк стал для клиентов банком на каждый день», — сообщила директор по розничному бизнесу тюменского Альфа-Банка.
При этом в экономике России наблюдается усиление роли ЦБ РФ, а банковский рынок постепенно сужается из-за активного отзыва лицензий регулятором. Одним из ключевых драйверов для банков в России было кредитование физических лиц, но с конца 2014 года оно уменьшилось в разы. Поэтому сейчас Альфа-Банку важно сосредоточиться на некредитных продуктах.
Розничный бизнес — хорошая динамика и популярность рублевых депозитов
Альфа-Банк подвел итоги 2014 года по Тюменской области с хорошими результатами. Так, кредитный портфель розничного блока банка на начало года превысил 5,5 млрд рублей. При этом общий портфель средств физлиц на счетах Альфа-Банка в Тюменской области по итогам года составил 8 млрд рублей.
Региональная сеть отделений в Тюмени за 2014 год приросла 4 новыми отделениями, а все работающие отделения были в течение года реконструированы под новый формат открытого пространства. В областном центре работает 9 отделений, из них пять — полноформатные офисы для обслуживания физических и юридических лиц, одно — для VIP-клиентов и три формата «легкой сети» в спальных районах города. Сейчас в кредитной организации обслуживаются 78,5 тысячи клиентов — физических лиц в Тюмени и более 5,5 млн клиентов по России.
«Хочу отметить, что декабрь 2014 года, когда обстановка была достаточно нервной, для нас стал очень показательным месяцем. Мы увидели очень высокий уровень доверия к нам наших клиентов. В декабре 2014 года мы увеличили ставки по депозитам. Сумма привлеченных средств на депозиты клиентов в Тюмени — около 15% от общего портфеля депозитов», — сообщила Светлана Охлопкова.
Также драйверами развития розничного бизнеса Альфа-Банка в регионе являлись кредитные карты, которых было выдано за прошлый год более 10,5 тысячи, зарплатные проекты и интернет-банкинг «Альфа-Мобайл».
А с декабря 2014 года — после «черного вторника» — специалисты банка отмечают тенденцию роста депозитов клиентов в последние три месяца — в декабре, январе и феврале. Причем среди депозитов клиентов-физлиц преобладают рублевые вклады.
«Люди фактически несли сбережения из своих запасов или из других банков на депозиты Альфа-Банка. Мы не знаем и не можем прогнозировать, насколько эта тенденция сохранится, но мы смотрим, что в январе и феврале, к счастью, она поддерживается. Наши клиенты выбирают рублевые депозиты», — отметила Светлана Охлопкова.
Массовый бизнес — банк в помощь нашим клиентам
Директор по массовому бизнесу Альфа-банка в Тюмени Евгений Козлов отметил положительные итоги года по клиентам-предпринимателям с размером годовой выручки компаний до 350 млн рублей. Так, сумма средств остатков до востребования клиентов сегмента массового бизнеса достигла на 1 января 2015 года около 1 млрд рублей (рост составил 32%). До 7,95% выросла доля банка на рынке услуг для малого бизнеса.
«Мы все оказались в новой экономической реальности: падение мировых цен на нефть и последовавшее за этим ослабление рубля вкупе с продолжающимися экономическими санкциями и войной на юго-востоке Украины - все эти события отражаются на каждом из нас. Не нужно питать иллюзий, говоря о кризисе с горизонтом полгода-год, к прежней ситуации 2013-го — начала 2014-го возврата в ближайшие годы не будет. Частный бизнес может ощутить, по нашим прогнозам, большее давление в будущем. Клиенты этого сегмента ждут от банков не столько кредитных ресурсов, сколько удобного и эффективного взаимодействия в части расчетного обслуживания», — сообщил Евгений Козлов.
Он отметил, что в текущем году банк сделает упор на повышение сервиса, развитие технологий и поддержку бизнеса своих клиентов в разных областях с помощью нефинансовых инструментов: бухгалтерской поддержки, интернет-рекламы от «Яндекса».
«Малому бизнесу, особенно на старте, нужна юридическая поддержка. Часто возникает ситуация, когда маленьким компаниям не платят в первую очередь. Вот тут-то и пригодится бесплатный сертификат, который мы выдаем каждому клиенту при открытии счета. Предприниматель может обратиться за консультацией к юридическим компаниям, партнерам банка. Первая консультация на сумму 3000 рублей обойдется бесплатно, — сообщил он. — Еще один полезный бонус — это сертификат, с помощью которого можно оплатить контекстную рекламу на „Яндексе“ с тонкой настройкой под географию бизнеса. Мы знаем, что многие предприниматели только задумываются о том, чтобы задействовать контекстную рекламу, и мы даем им такую возможность. Многие клиенты впервые опробовали этот инструмент благодаря банку. С учетом всех этих бонусов предприниматель может получить до 12 тысяч рублей выгоды и полностью компенсировать расходы на обслуживание счета».
Даже в сложное для экономики России время кредитование малого бизнеса в Альфа-Банке не приостановлено.
«За прошедшие годы наш портфель доходности сформировался так: 85% - расчетный бизнес и 15% - кредитный. В современной реальности это наиболее рациональный курс. И мы намерены его придерживаться, потому что расчеты — фундаментальная вещь, которая нужна любому предпринимателю, — сказал Евгений Козлов. — Если стоимость денег на рынке составляет 14−15% плюс риск от невозврата, который в любом случае любой банк будет закладывать, то готовы ли будут предприниматели брать кредиты под 25−30%?»
По его словам, чтобы стимулировать малый бизнес на кредитование, деньги должны быть недорогими, доступными. Чтобы вернуться на уровень ставок по кредитам, к которому мы привыкли в прошлом году, нужно, чтобы ключевая ставка была примерно 8,5‑9 %. Тогда и общая ставка по кредитам опустится.
Корпоративный бизнес — время для возможностей
Управляющий Альфа-Банком в Тюмени Елена Разумовская отметила, что высокое доверие к Банку показывают большой рост как кредитного, так и депозитного портфеля по средним (с годовой выручкой от 350 млн рублей и от 3,5 млрд рублей) и крупным корпоративным клиентам (с годовой выручкой свыше 3,5 млрд руб.).
«2014 год был для нашего банка довольно успешным, несмотря на события, происходившие в мире и экономике России конца года. По состоянию на 1 января 2015 года в Тюменском офисе обслуживалось 4 тыс. 581 клиент. На текущий момент обслуживается 4 тыс. 838 компаний. Мы здесь говорим об активных клиентах, а не просто об открытых счетах», — добавила она.
Так, кредитный портфель банка по среднему и крупному корпоративному бизнесу в 2014 году вырос в 1,9 раза — до 25,5 млрд рублей. Объем средств на депозитах Альфа-Банка к началу года вырос в 1,75 раза — до 2,8 млрд рублей. Остатки на текущих счетах крупных и средних компаний-клиентов Альфа-Банка, составили на 1 января 2015 года 5,6 млрд рублей, что в 2,5 раза больше, чем на 1 января 2014 года.
В 2014 году мы начали работу с компаниями, для которых кредитование не является основополагающим. Это позволило в 2,5 раза увеличить количество клиентов, для которых Альфа-Банк стал основным расчетным банком, — отметила Елена Разумовская. — С точки зрения кредитования в 2015 году для клиентов среднего сегмента в приоритете финансирование в виде факторинга. О высоком уровне доверия нашему банку говорят и остатки на счетах компаний. А также то, что с 2006 года мы постоянно побеждаем в конкурсах на размещение временно свободных средств региона, которые проводит правительство Тюменской области в лице департамента финансов.
В такой ситуации Альфа-Банк видит время для реализации возможностей, опираясь на сильные стороны, такие как гибкость, оперативность, высокое качество корпоративного кредитного портфеля в целом по банку, 23 года на рынке банковских услуг и наработанная отраслевая экспертиза, позволяющая из-за изменений в экономике оперативно принимать решения, мониторить состояние действующих заемщиков.
В текущем состоянии экономики основной фокус работы банка — работа с проблемной задолженностью, развитие клиентской базы среднего корпоративного бизнеса.
_ОАО «Альфа-Банк», генеральная лицензия Банка России № 1326 от 5 марта 2012 г. На правах рекламы_