15 июля 1953 года на Горьковском автозаводе был начат выпуск полноприводного автомобиля ГАЗ-69. Первые опытные образцы
«Труженика», так поначалу назвали ГАЗ-69, появились в 1948 году. Джип был создан группой ведущих специалистов Горьковского автозавода.
«ГАЗ-69», как и любой полноприводной автомобиль того времени, имел раму, которая штамповалась из листовой стали. У внедорожника был упрощенный кузов с цельнометаллическим основанием и съемным брезентовым верхом. В кузове предусмотрено все необходимое, в том числе кронштейны для крепления лопаты, топора, носилок, проемы для хранения съемных верхних половинок дверей. Тент вместе со своим каркасом при необходимости убирался в кузов. Мощный отопитель поддерживал в салоне комнатную температуру даже при 20-градусном морозе. Ветровое стекло обдувалось теплым воздухом. Для удобства пассажиров были предусмотрены поручни на панели приборов и спинках передних сидений.
Автомобиль был оснащен четырехцилиндровым нижнеклапанным силовым агрегатом рабочим объемом чуть больше двух литров и мощностью 55 л.с. «Шестьдесят девятый» развивал скорость до 90 км/час. Средний расход топлива на шоссе составлял чуть более 12 литров на 100 км. Два 75-литровых бензобака позволяли преодолеть без заправки более 1000 км.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-центре ОАО «ГАЗ», первые автомобили ГАЗ-69 с конвейера Горьковского автозавода начали сходить в июле 1953 года. А уже 7 ноября 1953 года принимали участие в параде на Красной площади. Весной 1954 года первые партии «тружеников» отправились на целинные земли для обслуживания работников сельского хозяйства. В том же году ГАЗ-69 появился на дрейфующих полярных станциях «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4», где эффективно использовался в крайне суровых климатических условиях несколько лет. В армии наши машины тоже получили признание — служили тягачами для буксировки пушек, даже противотанковых, минометов и тяжелых пулеметов. Использовали их также для оперативной связи и разведки.
На Горьковском автомобильном заводе ГАЗ-69 выпускался до 1956 года. Затем его производство было передано на Ульяновский автозавод, где после небольшой модернизации он выпускался вплоть до 1976 года. За двадцать лет с конвейеров Горьковского и Ульяновского автозаводов сошло более 600 тысяч внедорожников.
На базе ГАЗ-69 было разработано еще несколько модификаций: пятиместный ГАЗ-69А, развозной фургон с цельнометаллическим кузовом ГАЗ-69Б и ГАЗ-19, плавающий автомобиль ГАЗ-46, мотосани четырех видов, безрамный легковой вездеход ГАЗ-М-72.
В 1957 году советский джип вышел на мировой рынок — начался его экспорт для нужд армий многих государств. Он стал победителем международных испытаний в Юго-Восточной Азии и быстро приобрел мировое признание. Техническая документация на газовский внедорожник была передана Северной Корее и Румынии, которые развернули его производство на своих заводах.
ГАЗ-69 поставлялся в 56 стран мира, где он заслужил звание лучшего армейского полноприводного автомобиля. До сих пор на дорогах России, ближнего и дальнего зарубежья можно встретить сохранившиеся экземпляры знаменитого джипа.