Dipol FM | 105,6 fm
88.74
96.44

Прокат авто – это реально? (Обзор рынка)

Первые попытки привить на российской почве такую простую и удобную услугу, как прокат автомобилей, осуществлялись еще полвека назад. Вначале это была столичная аренда "по-советски" с небольшим парком старых машин, невнятными правилами и несоразмерно высокими ценами на услуги. Сервис быстро заглох, не успев прижиться. Изменится ли ситуация сейчас, когда дилеры крупнейших мировых автомобильных брендов в регионах всерьез присматриваются к аренде "железных друзей"?

Первые попытки привить на российской почве такую простую и удобную услугу, как прокат автомобилей, осуществлялись еще полвека назад. Вначале это была столичная аренда «по-советски» с небольшим парком старых машин, невнятными правилами и несоразмерно высокими ценами на услуги. Сервис быстро заглох, не успев прижиться.Затем уже в 90-х годах, с оглядкой на успешный западный опыт, российские предприниматели вновь делали шаги по развитию отечественного рынка проката. Их расчет был верен: возможность заказать автомобиль, вдоволь на нем попутешествовать или решить семейные дела, а затем вернуть в чужой гараж, избежав хлопот по обслуживанию, должна привлекать достаточное число «безлошадных» водителей. Но, несмотря на потенциально высокий спрос, процесс становления услуги опять же шел медленно. Так, к концу прошлого десятилетия аренда автомобилей едва ли появилась в пятерке городов-«миллионников». Однако и тут с оговорками. Во-первых, терпеть серьезные издержки «прокатного» бизнеса в начале его развития, выдерживая при этом стандарты качества, по силам лишь крупным игрокам. Поэтому на рынке смогли удержаться только международные сетевые компании, среди которых безусловный лидер — компания Hertz, представленная в 150 странах. То же, что не отвечало запросам времени и клиентов — полулегальные парки, состоящие из одного, в лучшем случае, пары автомобилей, — не имели шансов превратиться в сколько-нибудь надежную рыночную опору и дать толчок к развитию цивилизованного российского проката. Во-вторых, даже сетевым игрокам до недавнего времени не было резона заходить на непаханую региональную ниву. Услуга вновь осталась далеко не такой масштабной и доступной, как хотелось бы многим потребителям. В общем, желаемого размаха пока не случилось. Изменится ли ситуация сейчас, когда выросшие и окрепшие за последние годы дилеры крупнейших мировых автомобильных брендов в регионах всерьез присматриваются к аренде «железных друзей» как к отдельному направлению бизнеса? Именно им, по всей видимости, суждено дать третью и самую перспективную жизнь прокату на местах. И тюменский рынок здесь не исключение.Автожизнь «налегке»Затраты на обслуживание машин в собственности реально настолько велики, что останавливают перед покупкой техники не только обычных людей, но даже малые и средние фирмы. Порой компаниям куда дешевле обходился бы автомобиль, взятый в долгосрочную аренду, говоря коммерческим языком, в оперативный лизинг, чем содержание техники. Отсюда вывод: прокат автомобилей — вполне адекватное предложение для тех, кто пока не в состоянии обзавестись собственным транспортом или вовсе в нем не нуждается постоянно. Хочешь решить массу внутригородских дел, связанных с необходимостью быстрого передвижения, поколесить в удовольствие по соседним городам и весям, устроить семейный отдых на природе — арендуй. Вообще, жизнь может стать гораздо интересней и разнообразней, если при отсутствии своей машины отсутствует также ограничение в возможности сесть за руль, когда выпадает достойный повод. Конечно, самое активное в этом смысле время для большинства людей — летний сезон. Российские туристы давно привыкли к аналогичному западному сервису: любой путешественник с водительскими правами свободно берет напрокат автомобиль, чтобы совершить прогулочный вояж по заграничным живописным районам. Возвращаясь же домой, россияне лишены подобной практики. Автопутешествия в горы или на озера, ближайшие заповедные места, которых у нас не меньше, чем в других странах, могли бы стать доступным видом отдыха для всех вне зависимости от «транспортного вопроса».И, наконец, актуален автомобильный прокат в деловых целях, в особенности для гостей города с плотным рабочим графиком. Но пока у командированных бизнесменов нет альтернативы: для них — только такси с его высокой ценой на километр в час, рассчитанное в основном на короткие маршруты.Большие возможностиПри всех самых значительных и безусловных преимуществах проката нельзя отрицать и тормозящих его распространение причин. Главная из которых — устойчивое и во многом преувеличенное мнение о проблематичности получения этой услуги. Восприятие сложилось в пору несформировавшегося рынка и, в определенной мере, обусловлено отсутствием культуры потребления. Хочется надеяться, что сегодня ситуация изменилась радикально, но вначале россияне отнеслись к аренде автомобиля и ответственности, которую она предполагает, с большой опаской. Отчасти это объясняется низкой информированностью об услуге в целом, убежденностью в сложности процедуры оформления документов. Виноваты в негативном отношении и сами «прокатчики», предоставлявшие услуги низкого качества за большие деньги, оправдываясь ненадежностью клиентов. К примеру, в 2003 году в России угонялся каждый 50-й взятый напрокат автомобиль. Нынешняя статистика, конечно, гораздо позитивней, отмечают аналитики рынка. Как минимум 90% людей, когда-либо воспользовавшихся качественной услугой проката, прибегают к ней вновь. Лояльны к услуге и автовладельцы: 20−30% не исключают возможности обратиться к прокату в случае временного отсутствия собственных «колес». Наибольшей популярностью у клиентов прокатных компаний сегодня пользуются автомобили экономического и среднего класса, на втором месте — солидная техника бизнес-класса и мини-вэны. Наряду со столичным рынком, где прокат развит лучше, постепенно происходят серьезные позитивные сдвиги и в регионах. Так, в Перми сегодня работают уже более десятка компаний, предоставляющих автомобили в аренду. Между тем первые автопарки появились там лишь в 2001—2002 годах. В Красноярском крае представлены два крупных игрока, имеющих в распоряжении от 80 до 100 единиц транспорта. В Новосибирске прокат автомобилей предоставляют четыре компании, одна из которых международная — Europcar.Какой ты, прокат?Сегодня правила автопроката в российских городах, где услуга действует достаточно успешно, заметно демократизированы. На оформление документов уходит не более 15−20 минут. От клиентов требуются паспорт, водительское удостоверение и номер мобильного телефона для оперативной связи. Выбрать машину можно непосредственно в парке компании или заказать ее по телефону с доставкой к дому. Автомобили застрахованы по всем рискам, поэтому в случае дорожной аварии восстановление ущерба ни в коем случае не ложится на плечи клиента. Единственное условие, которое придется выполнить участнику ДТП на арендованной машине, — дожидаться автоинспекторов. Впрочем, эта норма российского законодательства распространяется на всех, кто садится за руль, как и та, что садиться нужно в абсолютной трезвости. Кстати, даже произошедшая авария не отменяет саму услугу проката: водитель-арендатор просто пересаживается на новый автомобиль и продолжает путь. Перед тем, как транспортное средство предоставляется в пользование, оно осматривается техниками. Если в дороге случается поломка, «прокатчики» сами обязаны в срочном порядке разрешить досадную ситуацию. Таковы правила «цивилизованного» проката, который в скором будущем наверняка появится и в Тюмени. Наш город, ставший за какие-нибудь пять лет деловым центром перспективного в инвестиционном смысле региона, — благодатная почва для становления «прокатного» рынка. Ведь расширение деловых связей, торговых отношений требует и развития, в первую очередь, транспортной инфраструктуры. Также не далек день, когда Тюмень станет отправной точкой главного культурного туристического маршрута Западной Сибири — в Тобольск. Заезжим гостям, несомненно, сподручнее осваивать его «западным» способом — на арендованном авто.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменцы будут записываться к врачам через соцсети
Тюменцы будут записываться к врачам через соцсети
Для этого потребуется авторизация через «Госуслуги».
#новости Тюмени
#запись
#здравоохранение
#здоровье
Библиотеки Тюмени пополнятся боевиками, романами и книгами для поттероманов
Библиотеки Тюмени пополнятся боевиками, романами и книгами для поттероманов
Для читателей приобретут 4113 новых изданий.
#новости Тюмени
#библиотеки
#книги
#закупки
#тк
С приходом тепла в Тюмень мотоциклисты стали чаще попадать в аварии
С приходом тепла в Тюмень мотоциклисты стали чаще попадать в аварии
За пять дней произошли сразу десять ДТП.
#новости Тюмени
#Госавтоинспекция
#ГИБДД
#аварии
#мотоцикл
В списке пропавших в Тюмени появился еще один ребенок
В списке пропавших в Тюмени появился еще один ребенок
Девочка пропала в 2001 – 2002 годах.
#новости Тюмени
#пропавшие дети
#поиск
#тк
Аналитики посчитали, сколько карт в кошельке у россиян
Аналитики посчитали, сколько карт в кошельке у россиян
Опрос проводился среди россиян в возрасте от 18 лет в городах с населением более 100 тыс. человек.
#пластиковые карты
#кредитные карты
#СПБ
#банки
#новости Тюмени
#тк