Частные инвесторы жилищного строительства Сургута выражают недовольство проектом правил землепользования и застройки, разработанным администрацией Сургута. По мнению инвесторов, им пытаются навязать заведомо невыгодные условия инвестиционных договоров. Проект Правил будет вноситься в Думу Сургута на рассмотрение. Если депутаты Думы Сургута утвердят проект Правил в редакции, предложенной администрацией города, можно ожидать ухода инвесторов с рынка жилищного строительства.
Претензии сургутских инвесторов и строителей относятся к двум-трем пунктам проекта правил, где говорится об условиях долевого участия в жилищном строительстве. По одному из пунктов, частные инвесторы, вкладывающие деньга в строительство дома, обязаны еще понести расходы на строительство инженерных сетей, транспортной схемы, дорог, а также на строительство объектов социальной инфраструктуры, то есть школ, больниц и так далее. Средства на эти цели застройщик должен перечислять на внебюджетный счет департамента архитектуры и градостроительства.
Но это еще не все. По условиям инвестиционного договора, застройщик (инвестор) обязан не менее 10 процентов построенного жилфонда передать городским властям безвозмездно для решения социальных проблем. А если застройщик застраивает весь микрорайон, то доля жилплощади, подлежащей «муниципализации» увеличивается до 15 процентов. Если инвестор не выполнит все вышеназванные обязательства, вопрос об отводе ему земли будет пересмотрен.
К каким последствиям приведет применение этих правил на практике, догадаться несложно. Инвестор заинтересован в том, чтобы малыми деньгами построить дом, а затем по максимальной рыночной цене продать квартиры. А ему навязывают «в нагрузку» строить дороги, инженерные сети, школы и больницы, то есть фактически за свой счет выполнять функции муниципального управления. Разумеется, ни один здравомыслящий инвестор на такую благотворительность не пойдет.
В кулуарах сургутские инвесторы жилищного строительства говорят о том, что схема инвестирования, предложенная департаментом архитектуры и градостроительства администрации Сургута, выгодна в первую очередь чиновникам, распределяющим бюджетные деньги на жилищное строительство. Объективно предлагаемые правила землепользования и застройки невыгоды частным инвесторам: жилищное строительство — хоть и социально значимая, но все же не благотворительная деятельность. Все расходы лягут на себестоимость строительства, соответственно, повысится и цена продажи квартир. По той же причине эта схема невыгодна и потенциальным покупателям, заинтересованным в том, чтобы купить жилье по минимально допустимым ценам. Важен и политический аспект: люди, покупающие квартиры, платят налоги, причем, немалые, судя по размеру налоговых доходов бюджета Сургута. А им предлагают купить жилье по цене, в которую включены все «социальные» составляющие.
Объективно условия застройки и землепользования, предлагаемые администрацией Сургута, создают предпосылку для монополизации всего жилищного строительства в одних руках — в руках департамента архитектуры и градостроительства, являющегося генеральным застройщиком и инвестором. Видимо, кто-то сильно заинтересован в том, чтобы отпугнуть частных инвесторов невыгодными инвестиционными условиями и сосредоточить все жилищное строительство в руках пяти-шести муниципальных чиновников.