Гастроли продолжаются.
Пока Тюменский драматический театр готовился представить в Москве свое детище — мюзикл «Семейка Аддамс», в этом сезоне попавший сразу в девять номинаций главной театральной премии страны «Золотая маска», один из своих «фестивальных» спектаклей «Добрый человек из Сезуана» в Тюмени показал московский театр им. Пушкина. И это был тот случай, когда тюменская публика явно продемонстрировала бескомпромиссный интерес к театру по-настоящему сложному.
Премьера «Доброго человека…» в постановке режиссера Юрия Бутусова состоялась в 2013 году. Тогда спектакль вызвал бурную реакцию публики и мощную поддержку критиков. Результат: номинации на премию «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая роль второго плана» (Александр Матросов) и победа в номинации «Лучшая женская роль» (Александра Урсуляк). В Тюмень спектакль привезен в рамках трехдневных гастролей театра им. Пушкина.
В первый же день гастролей московские гости тюменского драмтеатра едва ли увидели свободные места в зале. Билеты были раскуплены и в бельэтаж, и на балкон. Со всех этих мест зрители если не услышали (со звуком в непривычном для артистов зале действительно были проблемы), то увидели многозначный, многослойный мир, в котором нарочитая пустота сценического пространства заполняется безусловными величинами таланта исполнителей.
Исполнительница главных ролей — доверчивой и нежной Шен Те и деловитого, жесткого Шуй Та — Александра Урсуляк в некоторых сценах вела своих персонажей с той интимной простотой, которой можно добиться, пожалуй, когда никто не смотрит. Как вообще это получилось в театре?
Александр Матросов (Ванг, продавец воды), создававший образ блаженного, посредника между людьми и богами, но вместе с тем фигуры явно куда более могучей, играл размашисто, раскатисто, без опаски. Казалось, артист во время финального поклона был особенно растроган реакцией зрителей и криками «Браво».
Александр Арсентьев, сыгравший безработного летчика, умудрился показать до мурашек узнаваемый типаж, соединяющий браваду, беззаботность, мелочную расчетливость и подлость с прекраснодушием и склонностью к широким жестам
Красавица Анна Бегунова одним появлением своего почти клоунского персонажа — старухи — вызвала смех. Невозможно было не реагировать на этот образ, созданный несколькими яркими деталями, вроде развинченной походки, ссутуленной спины и трясущихся ручек.
И так далее, и так далее — всех артистов, игравших ярко и объемно, можно перечислить.
От балаганной условности к философской многозначности, от нарочито форсированных голосов к простым интонациям, от символизма в эстраду — много всего уместилось на сцене в этот вечер. Отдельные удачи и находки в спектакле складывались в мощную, полифоничную, в традициях брехтовского театра, историю об очередной попытке сохранить себя, когда окружающие хотят от тебя слишком много. Возможно ли это вообще? Возможно ли это было в 2013 году? Возможно ли сейчас? В нынешних обстоятельствах финальный вскрик-всхлип героини звучит особенно пронзительно. И вы, конечно, можете нагуглить, что там прозвучало, посмотреть фото и многочисленные отзывы от профессионалов-критиков и любителей театра. Но не лишайте себя удовольствия, если не видели спектакль вчера, — когда-нибудь все-таки посмотреть его из зрительного зала.
А тюменская публика предъявленный тест, судя по всему, прошла.
Напомним, в рамках гастролей театра им. Пушкина сегодня, 6 апреля, покажут «Семейку Краузе», а 7 апреля — «Тартюфа». И если на сегодня билетов нет от слова совсем, то завтра у вас еще есть шанс побывать на спектакле, не отправляясь в Москву.
И держим кулачки за наших! Результаты премии «Золотая маска» объявят уже 20 апреля.
Фото: teatrpushkin.ru