Похоже, депутаты Государственной Думы уже сами измучились, пытаясь решить, когда же им все-таки заняться «автогражданкой» и, вообще, стоит ли ею заниматься.
В минувшую среду Госдума исключила из повестки дня пленарного заседания рассмотрение законопроектов, касающихся обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Предложение о переносе вопроса на 14 октября набрало нужное количество голосов только с третьего раза, пишут центральные информагентства.
По словам главы думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерия Зубова, комитет примет решение по законопроектам до заседания совета Госдумы, которое состоится 13 октября. Зубов подчеркнул, что у всех членов комитета есть свое мнение по данным законопроектам, однако общая концепция пока не выработана. И все же парламентарии, отметил Зубов, склонны поддерживать те законопроекты, в которых предлагается ввести 50-процентные льготы для инвалидов и пенсионеров, а также для владельцев отечественных автомобилей, срок эксплуатации которых свыше 5 лет. Кроме того, предлагается отсрочить взимание штрафов за отсутствие автогражданского страхования на полгода и снизить минимальный срок оформления «автогражданки» с 6 до 3 месяцев.
Между тем, сосредоточившись на отражении непрекращающихся предвыборных атак депутатов на обязательную автогражданку, страховщики во вторник пропустили удар от автолюбителей. 7 октября Верховный суд РФ фактически признал, что стоимость полиса обязательной автогражданки не должна зависеть от мощности двигателя и отменил коэффициент для авто мощностью от 120 до 160 л. с., пишут «Ведомости». «Суд аргументировал решение тем, что нет статистики, доказывающей зависимость аварийности автомобиля от его мощности», — говорит участник заседания. Доводы Минфина о том, что в других странах при расчете тарифов такая зависимость учитывается, учтены не были. Министерство финансов уже обещает оспорить решение суда.
Напомним, закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев вступил в силу 1 июля 2002. Цена полиса ОСАГО рассчитывается на основе базового тарифа в 1980 руб. и нескольких коэффициентов. Во внимание принимаются: т.н. «региональный» коэффициент (для г. Тюмени — 1,3); возраст и водительский стаж автовладельца; число допущенных владельцем ТС аварийных ситуаций; т. н. «сезонный» коэффициент — для тех, кто эксплуатирует авто не круглый год. Последний из коэффициентов — мощность автомобиля колеблется от 0,5 (для машин мощностью до 50 л. с.) до 1,9 (свыше 200 л. с.). Для большинства российских машин применяется коэффициент 1 (мощность — 75−90 л. с.).
Переплачивать за лишние «лошади» под капотом не захотели автолюбители Вильдан Афлентов и Алексей Королев, оспорившие в Верховном суде постановление правительства в части, привязывающей стоимость страховки к мощности двигателя.
Решение суда, однако, можно назвать не совсем логичным, поскольку оно, по сути, дает 50-процентную скидку владельцам автомобилей в 120−160 л. с., при этом оставляя стоимость полиса для других автомобилистов на прежнем уровне. Впрочем вполне вероятно, что теперь вдохновленные успехом коллег владельцы любой мощности авто могут через суд поставить под сомнение и эти коэффициенты. Статистики, с помощью которой можно было бы подтвердить точность тарифов, нет, так как закон об ОСАГО только недавно вступил в силу.
Автостраховщики решение Верховного суда уже назвали анекдотом и выразили уверенность, что Минфин добьется его отмены (но если решение суда все же вступит в силу, страховщикам придется вернуть клиентам переплаченные деньги).
«Те, кто называют закон „антинародным“, занимаются популизмом, предвыборным популизмом, может быть. Поскольку как раз таки отсутствие закона нарушает права автовладельцев», — считает начальник Межрегиональной инспекции страхового надзора
Сумма собранных страховых премий составила более 16,5 млрд рублей (93% - собрали «местные» СО). Размер страховых выплат — почти 8 млрд рублей, или порядка 48% от объема общей страховой премии (в среднем по стране данный показатель — 30−40%).
Всем давно понятно, что введение на территории РФ обязательного страхования автогражданки — вопрос уже решенный. Механизм запущен и работает. По предварительным данным, число граждан, которые уже приобрели полисы ОСАГО, превысило 3,5 млн человек, или 10% всех автовладельцев в России. В целом по стране за три месяца зарегистрировано 2,5 тыс. страховых случаев. Относительный объем выплат по стране до конца года может составить 35% от сборов, а в 2004 году в отдельных регионах достичь 100%. В Тюменской области только один Росгосстрах-Урал за три месяца действия закона «Об обязательном страховании владельцев транспортных средств» возместил автовладельцам 1,1 млн рублей.
«Автогражданка» не будет ни отменена, ни отложена, и уже с января 2004 года не застраховавших «автогражданку» россиян начнут штрафовать в массовом порядке. Размер штрафа — от трех до восьми минимальных размеров оплаты труда.