Закон, устанавливающий ответственность за безбилетный проезд в Тюмени, рассмотрел в первом чтении комитет Тюменской областной думы по государственному строительству и местному самоуправлению.
Закон, устанавливающий ответственность за безбилетный проезд в Тюмени, рассмотрел в первом чтении комитет Тюменской областной думы по государственному строительству и местному самоуправлению.
Как отметил депутат Сергей Медведев, инициатива принятия подобного закона принадлежит администрации Тюмени. Инициатива связана с тем, что в городе не отрегулированы положения о безбилетном проезде в общественном транспорте. Предполагается установить штраф в сумме 100 рублей за безбилетный проезд и 100 рублей — за провоз багажа.
По словам председателя комитета Фуата Сайфитдинова, прежде этот вопрос неоднократно обсуждался на заседании рабочей группы. Уже поступили предложения от правительства региона, которые могут быть учтены при рассмотрении закона во втором чтении. Подобные законы приняты во многих субъектах Федерации, изучен их опыт. Депутатам известно, что прокуратура не согласна с принятием закона.
В прокуратуре полагают, что установление административной ответственности за безбилетный проезд выходит за компетенцию субъекта Федерации. В соответствии с федеральным законодательством, организация транспортного обслуживания пассажиров является полномочием региональным. Но закон не регулирует пределы компетенций. Таким образом, уверены в прокуратуре, как вопрос совместного ведения установление административной ответственности в отношении безбилетников должен регулироваться ФЗ о безопасности дорожного движения, уставом автомобильного транспорта, правилами перевозок пассажиров и другими документами федерального уровня.
Депутат Владимир Ульянов посетовал, что позиция прокуратуры именно такова. По его мнению, преимущество компетенции должно быть иным. «Если нет федерального нормативного акта, регулирующего напрямую какие-либо правоотношения, то до принятия такого нормативного акта на уровне Федерации субъект вправе регулировать самостоятельно. При принятии федерального документа законодательство региона приводится в соответствие, — отметил Владимир Ульянов. — Это положение записано еще в федеративном договоре 1991 года». В результате члены комитета приняли решение принять в первом чтении установление административной ответственности для безбилетных пассажиров.
Комментируя принятие решения, Фуат Сайфитдинов отметил, практика верховного суда по этому вопросу подтверждает, что он занимал сторону субъектов Федерации, принимающих подобные акты. «В Москве штраф за безбилетный проезд составляет 1000 рублей, в большинстве субъектов — 100 рублей. Нужно ли вообще устанавливать штрафы в Тюмени? Дискуссия по этому вопросу была длительной, хотя, казалось бы, простой вопрос. Очень много безбилетников, должна быть и ответственность. Сегодня пассажирский транспорт несет колоссальные убытки. Их возмещают за счет бюджетных средств. Себестоимость провоза одного пассажира в Тюмени составляет 19 рублей, билет же стоит 14 рублей. 5 рублей — бюджетные деньги», — отметил председатель комитета.