Dipol FM | 105,6 fm
88.76
96.56

Большой педсовет в Тюмени: учитель - менеджер или наставник?

После почти двадцатилетнего развода систему воспитания вновь пытаются поставить на службу педагогике. В докладах московских исследователей, которые 20 августа посетили традиционную педагогическую конференцию в Тюмени, часто звучало: педагог-воспитатель. Вообще тема большого педсовета звучала достаточно глобально: "Взаимодействие семьи ...

После почти двадцатилетнего развода систему воспитания вновь пытаются поставить на службу педагогике. В докладах московских исследователей, которые 20 августа посетили традиционную педагогическую конференцию в Тюмени, часто звучало: педагог-воспитатель.Вообще тема большого педсовета звучала достаточно глобально: «Взаимодействие семьи и школы, общества и государства в процессе воспитания юных граждан России». Заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик, открывшая пленарное заседание конференции своим докладом, напомнила, что 2008 год объявлен годом семьи. Для педагогического сообщества это означает серьезную работу с семьей школьника, в первую очередь — с неблагополучной семьей. Выражаясь языком педагогической науки, социальное сопровождение семьи — задача номер 1 для современного педагога. И разве нуждается в доказательстве то, что успеваемость ученика — во многом «зеркало» благополучия его семьи, и если система образования добивается качества, то без работы с семьей не обойтись. Образование и воспитание неразделимы и даже — «якорем, стержнем воспитания все же является система образования».
Как отметила Наталья Шевчик, сегодня тюменские педагоги имеют необходимый арсенал для воспитательной работы и могут достигать в этом деле успехов. Например, для работы с неблагополучными подростками, с социально незащищенными семьями в помощь педагогу — вся социальная сферы области, в том числе ее богатый информационный ресурс, который позволяет решать проблему не в одиночку, а использовать имеющиеся механизмы. Ведь одной из проблем регионального образования, по мнению Шевчик, как раз является «неиспользование возможностей», замкнутость: «Давайте расширять отраслевые рамки, выходить в общую социальную сферу!».Другая «беда» — «несформированность управленческого звена в учреждениях образования». Здесь, считает Наталья Александровна, не достает прежнего наставничества, кураторства, преемственности. И несмотря на многочисленные достижения тюменских педагогов и школ на региональном и общероссийском уровне, по-прежнему остается актуальной проблема формального подхода к работе и отсутствие контроля. «Грешат» этим, например, недавно созданные кабинеты профилактики и школьные инспектора.Учитель — менеджер или духовный наставник? О возвращении воспитания в систему образования рассуждала в своем выступлении и Наталия Селиванова, член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра теории воспитания института теории и истории педагогики РАО. С одной стороны, отметила она, «последние пять лет мы являемся свидетелями возросшего внимания к воспитанию как со стороны государства (приоритетный национальный проект „Образование“), так и со стороны управленцев в образовании. К счастью, такой интерес появился и у педагогической науки, которая пережила достаточно тяжелые времена, когда воспитание в очень усеченном виде присутствовало в педагогической науке».Но возрождение это, считает Селиванова, сопряжено с многочисленными трудностями, которые необходимо осмыслить. Одна из них — введение в образовательную систему понятия «образовательные услуги», что «привело к тому, что учитель, педагог из духовного наставника и старшего друга превратился в работника сферы обслуживания». Но педагогика, воспитание и сфера обслуживания, напоминает исследователь, все же разные профессии. Наталия Леонидовна обратила внимание на программу работы секций тюменской конференции: «Здесь есть секция по теме „Учитель как менеджер“, но нет секции, в которой говорилось бы об учителе как о воспитателе. Я согласна с тем, что классный руководитель может выступать в трех ипостасях: как педагог, психолог и менджер. И все-таки менеджер на последнем месте, а не на первом»."Образовательные услуги", «учитель как менеджер» — это не просто новые термины и слова, считает Селиванова, (вообще, «слова имеют свою историю, они мстят»), это некие знаки изменений в педагогике. Возвращение к функции воспитания, продолжает Наталия Селиванова, происходит без учета свершившихся изменений, «вводится жесткое патронирование воспитания, стандарты воспитания и воспитанности, примитивные показатели оценки деятельности в связи с переходом на новую систему финансирования образовательных учреждений».С одной стороны, очень много говорится о личности ребенка, с другой — в образовательной системе на первом месте стоит не педагогическая целесообразность, а финансовая. Например, финансирование кружков и секций зависит в первую очередь от числа посетителей, а не разнообразия увлечений подростков: «драм кружок, кружок по фото, а еще мне петь охота».Воспитательная функция образования не нашла пока отражения и в таком важном проекте документа, как профессиональный стандарт педагогической деятельности: «В этом проекте в малой степени показана деятельность педагога как воспитателя. Взять хотя бы такую сферу, как взаимодействие педагога с ребенком и детским сообществом в школе, — здесь весьма многообразны требования к способностям педагога как воспитателя. А если вспомнить о такой задаче учителя, как личностное развитие? А как же быть со взаимодействием с семьей, с социумом — то, о чем мы сегодня так много говорим?..».Многочисленные краеугольные камни таит в себе и собственно воспитательная деятельность. Наталия Селиванова самыми острыми сегодня считает такие темы, как «поликультурное и патриотическое воспитание»; «светское и религиозное воспитание»; «экологическое воспитание в условиях потребительского общества»; «нравственного воспитание и СМИ»; «воспитание в условиях развития новых информационных технологий».И к обсуждению с учениками таких непростых тем педагог-воспитатель должен себя специально готовить…

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Суд принял решение по подозреваемому в попытке сжечь храм в Тюмени
Суд принял решение по подозреваемому в попытке сжечь храм в Тюмени
До 3 августа мужчина будет находиться в СИЗО.
#новости Тюмени
#храм
#поджог
#суд
#следствие
#тк
В Тюмени открыли движение на объездной в сторону Боровского
В Тюмени открыли движение на объездной в сторону Боровского
Из-за перекрытия пробка на Федюнинского растянулась до Червишевского тракта.
#провал
#движение
#объездная
#Федюнинского
#пробка
#тк
Назад в 90-е: в Тюмени двое рэкетиров требовали переписать на них долю в компании и 35 миллионов
Назад в 90-е: в Тюмени двое рэкетиров требовали переписать на них долю в компании и 35 миллионов
Попытка завладеть чужими деньгами и имуществом не принесла бандитам успеха.
#новости Тюмени
#тк
#бандиты
#преступления
#вымогательство
#прокуратура
Что происходит с тюменскими реками?
Что происходит с тюменскими реками?
Ситуацию прокомментировал специалист-гидролог.
#река
#река Ишим
#Тура
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Губернатор Александр Моор поздравил защитников природы с Днем эколога
Губернатор Александр Моор поздравил защитников природы с Днем эколога
Тюменская область входит в десятку лидеров "Зеленого рейтинга".
#Александр Моор
#губернатор
#поздравление
#нацпроект
#экология
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк