У президентского законопроекта о новых принципах формирования органов исполнительной власти регионов, еще не представленного широкой общественности в деталях, уже появились противники из числа правозащитных организаций (заметим, что на днях Владимир Путин объявил о намерениях законодательно принять меры по дополнительной поддержке правозащитников, продемонстрировав намерения прислушиваться к ним в целях строительства гражданского общества). Правозащитный центр «Мемориал» провел своего рода юридическую экспертизу проекта президента, результаты которой были опубликованы на «Полит.Ру».
По мнению юриста Центра Кирилла Коротеева, если закон о новом порядке формирования исполнительной власти в регионах будет принят в предложенном варианте, он вступит в противоречие с несколькими положениями действующей Конституции Российской Федерации.
Проблема избрания главы субъекта РФ законодательным органом субъекта РФ в 1996 г. уже была предметом рассмотрения Конституционного Суда Р Ф по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края. Конституционный Суд отметил, что Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав субъектов РФ. Однако она предусматривает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со статьей 32 Конституции Р Ф, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно. Поскольку федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), органы государственной власти в субъектах Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные, а избираемость главы государства — Президента Р Ф — прямо закреплена в Конституции (ч. 1 ст. 81).
Рассмотренные Конституционным Судом Р Ф положения предусматривали альтернативные выборы главы субъекта РФ законодательным органом субъекта. Предлагаемое ныне регулирование такой альтернативности не предусматривает, т. е. является еще более серьезным нарушением Конституции Р Ф, в частности, ее статьи 1, определяющее Россию как демократическое государство.
В ряде постановлений Конституционный Суд Р Ф сформулировал правовую позицию, в силу которой в конституции (уставе) субъекта РФ могут быть предусмотрены положения об участии законодательного органа в назначении на должности заместителей главы субъекта РФ и отдельных руководителей органов исполнительной власти. За законодательным органом субъекта не было признано право участвовать в назначении главы субъекта РФ.
Кроме того, в упомянутом в начале Постановлении от 18.01.1996 г. Конституционный Суд Р Ф указал, что избрание глав субъектов РФ законодательными органами субъектов РФ ставит исполнительную власть в подчинение законодательной, что нарушает принцип разделения властей и закрепленному в ч. 2 ст. 77 Конституции Р Ф принципу единства системы исполнительной власти.
Таким образом, приходит к выводу юрист Центра «Мемориал», предложение Президента Р Ф противоречит даже той норме Конституции Р Ф, которая использована как обоснование такого предложения.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в
Telegram и самое полезное в
Vk.