Сцена на пятом драматического театра продолжает подтверждать свой статус экспериментальной.
25 ноября новую постановку — «Анна Франк» — на ней представил актер и режиссер театра Александр Тихонов.
… Прижав к груди ежедневник, стоит на темной сцене хрупкая девушка. Рассказывает: «Мне 27 лет, я писательница, у меня есть любимый муж и дочка. Нет, даже две дочки!» Это и есть 13-летняя Анна Франк, еврейская девочка, чья семья два года пряталась от нацистов на чердаке офисного здания в Амстердаме. Конечно, эта егоза так мечтает — о профессии, о семье. Ей никогда не исполнится 27, в 15 лет она погибнет в нацистском концлагере, а о мечтах мы узнаем из ее дневника. Позже Анну и ее семью назовут одной и самых известных жертв нацизма, дневник девочки переведут на 70 языков. Но пока она стоит одна на темной сцене и говорит: «Я еврейка, и какие-то люди решили, что меня не должно быть». «И меня», — отзывается ее отец Отто Франк (актер Сергей Скобелев). «И меня», — продолжает ее мать Эдит (актриса Ольга Игонина). «И меня», — говорит старшая сестра Анны Марго (актриса Софья Илюшина).
Роль Анны доверили Елене Цыбульской, молодой актрисе, которая работает в театре первый год. В постановке так же заняты Сергей Калинин, Константин Антипин и Кристина Тихонова — вместе они представляют вторую семью, живущую в убежище — Ван Даан. Валерий Рябков совмещает работу помощника режиссера с актерской. Ввосьмером за полтора часа они показывают два года заточения, страха, одиночества и, тем не менее — два года настоящей жизни.
Сергей Скобелев говорит, что работа над полуторачасовой постановкой была непростой: материал трудный, тема еще более тяжелая. Двухлетнее заточение в убежище можно увидеть только глазами девочки Анны — непоседы, умницы, которой палец в рот не клади. Она очень хотела жить, они все очень хотели. Поэтому ужасы Холокоста в постановке — это пунктир сообщений по радио, да звук отдаленных взрывов — где-то там, за пределами надежного убежища. А внутри него — настоящая жизнь: с ссорами, семейными проблемами, смехом, первой любовью, дефицитом продуктов, редкими праздниками и смехом. Сколько бы ни висела над убежищем тень Холокоста, жизнь в нем не замирает ни на миг.
Актриса Елена Цыбульская считает, что спектакль по дневнику Анны Франк и должен быть светлым. «Не смотря ни на что, надо любить эту жизнь», — говорит она. Правда, это не отменяет слез в финале постановки: и зрительских, и актерских.