Трудно сразу разобраться, какого рода роман перед нами. Детский он или взрослый, серьезный или ироничный, черный ли это юмор или триллер, в котором будни исподволь превращаются в кошмар. Роман о мальчишках, едва покинувших младшую школу, нетолстая книжка, оформленная в подростковом вкусе. Но читать его интересно и взрослому, для него это вроде жутковатого аттракциона "слава Богу, я вырос", ну или повод для паранойи, если собственный ребенок все еще учится в школе.
Интернет-газета «Вслух.ру» и еженедельник «Вслух о главном» принимают участие во Всероссийской акции «Читают все!», организаторами которой выступили газета «Книжное обозрение» и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. По мнению инициаторов, акция «Читают все!» — один из способов вернуть чтению звание актуального, модного времяпрепровождения: «Мы считаем, что каждая крупная и не очень региональная газета должна уделять внимание книгам и литературе, тем самым поднимая общий культурно-образовательный уровень населения России». Журналисты объединенной редакции уже получили книги ведущих российских издательств и решили делиться своими впечатлениями не только с читателями «Книжного обозрения», но и со своих изданий. Уильям Сатклифф «Дурное влияние», «Phantompress», 2006. Трудно сразу разобраться, какого рода роман перед нами. Детский он или взрослый, серьезный или ироничный, черный ли это юмор или триллер, в котором будни исподволь превращаются в кошмар. Роман о мальчишках, едва покинувших младшую школу, нетолстая книжка, оформленная в подростковом вкусе. Но читать его интересно и взрослому, для него это вроде жутковатого аттракциона «слава Богу, я вырос», ну или повод для паранойи, если собственный ребенок все еще учится в школе. Уильям Сатклиф пишет о десятилетних мальчишках, которых заставили повзрослеть раньше обычного. Щенячьи игры двух Малышей забыты — на их улице появился настоящий псих и диктатор по имени Карл. Он разделяет друзей и властвует над обоими, он втягивает их в пучину откровенно опасных занятий, он заставляет идти против правил и включиться в то, что глянцевые журналы называют «мужские игры», а этологи — борьбой самцов за главенство в стае. Следить за событиями любопытно хотя бы потому, что неясно, какую мораль Сатклифф предложит своему читателю. Англичанин вроде бы предлагает читателю правдивый анализ ситуации, в которой робкие мальчики против своей воли превращаются в «подростков-злодеев» и попадают в колонии. Автор пытается говорить языком своего героя, заставляет и читателя поверить, что он проник в мысли десятилетнего ребенка. Но в отличие от Селинджера в «Над пропастью во ржи» или Сью Таунсенд в «Дневниках Адриана Моула» Сатклифф справляется не так изящно — не покидает ощущение, что в рукаве у него припрятана истина, простая, как бревно. Что-нибудь вроде: «Не ходите дети в Африку гулять!». Причем если бы Уильям Сатклифф следовал канону Доброй Детской Книжки и «перевоспитал» Карла, дал бы мальчишкам шанс вернуть прежнюю дружбу и противостоять болезненным замашкам плохиша, или если бы Карл оказался в душе хорошим и талантливым, просто очень одиноким и несчастным, история не вызывала бы нареканий. Канон есть канон — оправданные ожидания, счастливый конец. Но автор поступает как взрослый романист, как сценарист фильма ужасов, как правдивый и от этого скучноватый бытописатель. Он честно отслеживает грехопадение своих героев до самого дна. Никакого просвета, никакого шанса вернуть собственную волю. Старший брат, который в последнюю минуту, уже над самой пропастью ловит главного героя за шиворот, по большому счету, ничего не решает, ведь это почти случайность. Карл снова победил. Юный читатель нервно оглядывается по сторонам и клянется никогда не поступать так, как Бен и Олли. Взрослый тоже оглядывается — надо найти своего ребенка и узнать побольше о его друзьях