В московском комплексе "Измайлово" вчера открылись слушания Общественной палаты «Общественная экспертиза приоритетного национального проекта "Образование". В преддверии начала комплексной модернизации образования в регионах Общественная палата предложила обсудить основные принципы этой модернизации самым продвинутым педагогам страны – участникам ...
Вчера вечером в московском комплексе «Измайлово» открылись слушания Общественной палаты «Общественная экспертиза приоритетного национального проекта «Образование». В преддверии начала комплексной модернизации образования в регионах Общественная палата предложила обсудить основные принципы этой модернизации самым продвинутым педагогам страны — участникам 20-летнего сообщества творческой педагогики «Эврика» и представителям общественных организаций. Исполнители и социальные заказчики в течение двух дней поговорят о преимуществах и рисках новой системы оплаты труда учителей, нормативно-подушевого финансирования. Одним из острейших вопросов ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский назвал новые критерии оценки качества образования. Какое образование считать хорошим, за что поощрять педагога, к чему стремиться? В советской школе образование было направлено на формирование образцово личности, и существовал жесткий образец, к которому каждый выпускник должен был максимально приблизиться. Сегодня образование рассматривается как один из механизмов развития страны, наращивания ее социального капитала, следовательно, подчеркивает Адамский, главное, чему должна научить школа, — самореализация, она и есть залог общественной эффективности личности. В числе наиболее важных дискуссионных вопросов — развитие такой системы образовательных учреждений, в которой каждый ребенок получал бы качественное образование. К сожалению, заметил один их основателей «Эврики», около 6 миллионов российских детей обучаются в условиях «не то что несовременных, а просто нечеловеческих»: без тепла, канализации, теплых туалетов, не говоря уже об оборудованных классах, современных технологиях или высококлассных педагогах-предметниках. Непременным условием обновления школьной системы Адамский назвал участие общественных организаций в управлении школой. Сейчас жутковато звучит предложение отдать треть зарплатного фонда учителей в распоряжение, скажем, школьного совета. Но представитель педагогического авангарда уверен, что только в тесном диалоге общества и учителей может появиться современная, гибкая, эффективная модель образования. Собственно, сеть инновационных школ, работающих в сести «Эврики», это доказала своим 20-летним опытом. Фестиваль-конференция «Эврика-Авангард», на базе которого проводятся Общественные слушания, на протяжении многих лет объединяет педагогов-новаторов, директоров «смелых школ», работающих по инновационным образовательным системам. Еще в 2000 году «Эврика» стала работать над внедрением системы попечительских советов в школах. Скажем, в Красноярске Союз попечителей был создан при участии муниципалитета.