Иудеи всего мира с наступлением сумерек зажгут сегодня ханукальные свечи. Ханука, символизирующая единство евреев, считается самым веселым праздником - и даже в синагогах после молитв исполняются национальные песни. Праздник установлен в честь победы еврейских воинов, одержанной во II веке до Рождества Христова, над оккупантами-язычниками.
Иудеи всего мира с наступлением сумерек зажгут сегодня ханукальные свечи. Ханука, символизирующая единство евреев, считается самым веселым праздником — и даже в синагогах после молитв исполняются национальные песни. Праздник установлен в честь победы еврейских воинов, одержанной во II веке до Рождества Христова, над оккупантами-язычниками.В эпоху Второго Храма греко-сирийский царь Антиох IV Эпифане, проводя политику эллинизации евреев, решил покончить с иудаизмом. Его указы запрещали изучение Торы, соблюдение субботы и других заповедей, отмечание иудейских праздников. Храм был осквернен греческими солдатами, его объявили святилищем Зевса Олимпийского. В ответ вспыхнуло народное восстание. Повстанцы под предводительством Иегуды Маккавея нанесли решительное поражение грекам в декабре 164 г. до н.э. Иерусалим был освобожден. Для очищения и освящения Храма необходимо было специально приготовленное и освященное масло; нашелся только один кувшинчик такого масла, с печатью первосвященника. Его могло хватить лишь на один день. Но случилось чудо: оно горело в меноре (храмовом светильнике) 8 дней; за это время смогли приготовить новое чистое масло. В память об этом событии и был установлен 8-дневный праздник Ханука, что переводится с иврита как «освящение». В каждый из 8 вечеров в синагогах и домах иудеев зажигаются светильники — хануки (с 8 чашечками для свечей или плошками для масляных фитилей и дополнительной, 9-й чашечкой для «служебного» огня). В дни Хануки помимо обычных молитв произносится особая молитва — благодарение Богу за чудо Хануки и победу над врагами. Это праздник света, радости, веселья, игр, вкусной еды (среди которой — жареные в масле оладьи и пончики). Работать в Хануку, как и в Пурим, разрешается, она считается «малым» или «меньшим» праздником.