Проблемы взаимоотношений общества с исламским сообществом России, вопросы ксенофобии и толерантности обсуждали накануне в Тюмени за круглым столом.
Проблемы взаимоотношений общества с исламским сообществом России, вопросы ксенофобии и толерантности обсуждали накануне в Тюмени за круглым столом. В дискуссии приняли участие представители мусульманских религиозных организаций Тюменской области, ученые, студенты, а также представители органов внутренних дел, прокуратуры и муниципалитетов региона."Моральные паники: мифы и реальность во взаимоотношениях общества с исламскими сообществами России" - так была обозначена тема встречи, организатором которой выступил областной комитет по делам национальностей. Как пояснил начальник отдела религий комитета по делам национальностей Игорь Бобров, под «моральными паниками» в данном контексте понимается «состояние, возникающее при встрече с чем-то новым, что раньше было нам незаметно или непонятно». «Вместо того, чтобы понять социальные причины явления мы обращаем внимание на пугающие и непривычные для нас моральные и культурные аспекты, и строим свои стратегии — общественные, политические или государственные — именно работая со следствиями. — отметил Игорь Бобров, поясняя формулировку заявленной темы. — Причем следствиями не основными, а связанными больше с нашим восприятием мира, чем с реальными социальными проблемами. Мы начинаем бороться с носителями той или иной непонятной для нас тенденции, но в итоге этих „других“ не становится меньше, а проблема все больше продолжает нас пугать». Чтобы не поддаваться моральным паникам, по словам специалиста, необходимо научиться переносить свое внимание на социальные причины явлений. К примеру, попытаться понять, почему доводы религиозных радикалов для части населения оказываются более понятными и близкими, что толкает некоторых молодых людей и девушек на отрицание существующего общества. Такое понимание необходимо и для того, чтобы не увлечься рассуждениями о том, что во всем виноваты инакомыслящие. Ислам это одна из древнейших религий, существующих на территории нашей страны, носители которой вместе с представителями других религиозных систем создавали российское государство. И современные проблемы во взаимоотношениях общества с представителями ислама коренятся как в истории России, граждане которой на целых 70 лет были лишены опыта «свободного практикования своей свободы совести», так и в мировой истории ислама — в возрождении исламского фундаментализма в 70−90-е годы. Дискуссия не сразу вошла в русло заданной темы. Ряд представителей мусульманских сообществ поначалу пытались поднять проблему строительства мечетей в областном центре, которая, по их мнению, демонстрирует отсутствие толерантности по отношению к мусульманам. Другие развернули дискуссию вокруг некоего «путеводителя по исламу» изобилующего неточными цитатами из священных текстов и тоже, якобы, свидетельствующего об исламофобии. «Мы постоянно пытаемся кого-то обвинить, то государство, то авторов книг… Причины моральных паник в отношении ислама надо искать в нас самих, — заметил представитель мусульман Димерхан Муратов, — Мусульманское сообщество насчитывает несколько миллиардов человек, но, к сожалению, у нас между собой нет ни мира, ни любви, ни дружбы. Я предлагаю уйти от обвинений и решить проблемы внутри себя». Димерхан Муратов также обратил внимание на необходимость налаживать взаимодействие между тремя духовными управлениями в Тюменской области. «Толерантность — это терпимость к тому, что другой человек может думать иначе, вести себя иначе, выглядеть иначе», — заметил Игорь Бобров, — к примеру, сейчас месяц Рамадан, но мусульмане сегодня поставили на столах воду для гостей и приготовили какие-то закуски к кофе, хотя сами не могут принимать пищу до захода солнца".С юридической точки зрения посмотрел на проблему религиозной терпимости преподаватель Института государства и права Дмитрий Авдеев: «Конституция равнодушна ко всем людям, в положительном смысле этого слова. Все равны перед законом, неважно — православный ты или мусульманин. Закон предлагает видеть в другом человеке не татарина, русского, мусульманина или христианина, а социально-правовую личность, другого человека».