63 национальные школы работают на юге Тюменской области, большинство из них — татарские. Если всего в регионе насчитывается 183 110 учащихся, то татарские школьники составляют вторую многочисленную группу (17 326 человек) после русских (153 635). Затем идут дети-казахи (2 797), украинцы (2 545), азербайджанцы (2 228) и чуваши (1 012). В 63-х национальных школах обучаются лишь 5 483 школьника. Кроме татарских есть школы с факультативным преподаванием родного языка, литературы, истории и культуры — украинские, казахские, армянские, азербайджанские. А также одна школа с этнокультурным компонентом — чувашская. «Это далеко не предел, национальное образование требует развития», — отметил первый заместитель директора департамента образования и науки администрации области Юрий Сердитов.
Сегодня в Тюмени прошло совещание «Перспективы развития национального образования области». Тему обсуждали представили национально-культурных автономий, директора национальных школ из районов, специалисты, курирующие данную деятельность.
С «мультинациональным пирогом» сравнил регион Николай Гольцов, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО). Он рассказал, что единая школьная система начала формироваться в России после октября 1917 года. В ее составе выделялся тип школ, функционирующих на родном языке (нерусском) в качестве языка обучения, на начальном обучающем это было даже обязательно. Тогда Тюменской области не была исключением. Но затем содержание образования стало унитарным, в результате большая часть школ сохранила родной язык и литературу лишь в качестве учебных предметов. Затем закон РФ «Об образовании» 1992-го года (последняя редакция 2002 год) несколько поменял обстановку. Утверждалось введение в содержание образования пласта национальной культуры.
Ректор ТОГИРРО предложил сделать ситуацию еще более прозрачной. А именно — попросить областную думу выступить с инициативой в Государственной думе о принятии подзаконного акта, восстанавливающего более явный статус национальной школы как образовательного учреждения.
Юрий Сердитов, в свою очередь, рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются учащиеся национальных школ. Во-первых, это перегрузка программы, к общеобразовательному компоненту добавляется этононациональный. Во-вторых, с введением единого государственного экзамена русский язык становится обязательном предметом для сдачи, что вызывает трудности у ребят. И, наконец, Юрий Сердитов не исключил возможность того, что выпускник национальной школы может испытывать проблемы с социализацией в обществе.