В тюменском музее изобразительных искусств до 10 декабря действует выставка живописца Александра Павлова.
В тюменском музее изобразительных искусств до 10 декабря действует выставка живописца Александра Павлова. Несмотря на то, что картины Павлова недавно выставлялись в тюменской филармонии, музейная экспозиция стоит посещения. Помимо знакомых пейзажных работ последних лет здесь представлены картины конца 1990-х, а также этюды разных лет, открывающие творчество художника с новой, не знакомой широкому зрителю стороны. Выставка расположилась в трех больших залах, и первое, что видит посетитель — этюды в паспарту и скромных рамках, развешанные симметричными рядами. Простота оформления подчеркивает прелесть миниатюр, живое впечатление от красивого пейзажа. Большие, законченные картины Александра Николаевича отличаются гладкостью, выверенностью, декоративной яркостью палитры — особенно в поздний период. Работы 2008 года порой граничат с символизмом («Балаир», «Вечерняя молитва»). Во всем чудится прагматизм, рассудочность. В этюдах же он предстает романтиком, поэтом, почти анимистом, поклоняющимся стихии. Он не пытается ее упорядочить, а лишь фиксирует быстрыми мазками свет, цвет, состояние природы и человека, ее созерцающего. Ход работы над картинами можно наблюдать, сравнивая этюды с итоговым полотном («Летний вечер», «Зимний пейзаж»). В большом выставочном зале стоят в больших глиняных кувшинах еловые ветки с шишками, наполняя воздух праздничным ароматом. Подсвеченные картины Александра Павлова такому настроение полностью соответствуют: нарядные, сияющие красотой российской природы, лиричные. У входа зрителя встречает идеальная рождественская картинка, «Тюменский дворик» (1999−2000): монастырские купола, деревянные дома, с неба падают белые хлопья, белый пес сидит на идеальном пушистом снегу… Среди нарядных и парадных пейзажей и натюрмортов, вызывающих шквал записей в книге отзывов («Божественное мастерство», «Спасибо за нежную песню цветам!», «Волшебная зима»), выделяются работы конца 1990-х годов. Художник раз за разом рисует лесные пейзажи с водоемами. Деревья на них — как деревья. А вот вода, будь то стремительный ручей или гладь озера, покрытая ряской и кувшинками, написана до того живо, что увлекает в смотрящего в свой уголок леса. Отражение в такой воде живее самого объекта, водовороты, кажется, журчат прямо в картине. Картины «Верба цветет» (1999), «На весенней зорьке» (1997) и некоторые другие разбросаны по экспозиции и ждут своего зрителя, как драгоценные клады.