4 июня Дума ХМАО-Югры утвердила проект договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Ранее, 2 июня, аналогичный документ утвердила государственная дума ЯНАО. Тюменская сторона ничего не знает о содержании предполагаемого договора, известно только, что проект договора одобрен губернаторами Нееловым и Филипенко и смысл его в том, что все полномочия по предметам совместного ведения с РФ исполняются администрацией Тюменской области лишь на южной территории, исключая округа. А органы власти округов исполняют эти полномочия на своих территориях самостоятельно, как это было до принятия «поправок Козака».
Интересная деталь: предлагается оставить полномочия за округами «не навсегда», а только до января 2007 года. Фактически это предложение по своему содержанию ничем не отличается от ранее выдвинутых северянами инициатив о временном моратории на ФЗ-95 в границах Тюменской области.
Заметим, что договор — это продукт согласия по определению. Если договор пишется одной стороной, а другая ставится перед фактом: либо подписать, либо отказаться, то это уже не договор, а ультиматум. И в Тюмени политическую «оферту» округов иначе не воспринимают, хотя официальные представители исполнительной власти от комментариев пока воздерживаются. Сопредседатель рабочей группы по разграничению полномочий между органами власти области и округов, вице-губернатор Тюменской области Владимир Якушев заявил, что не знаком с конкретным содержанием документа, уже прошедшего высочайшие утверждения в Югре и на Ямале. В частности, непонятно, как округа предлагают распределять НДПИ. «Как только получим эти документы, будем внимательно их изучать» — сказал Якушев.
Член рабочей группы от Тюменской области Иван Квитка также не был знаком с содержанием проекта договора. «Если он будет утвержден законодательной и исполнительной властями всех трех субъектов, то понадобится время, чтобы принять федеральный закон. Успеть принять этот закон невозможно. Властям Ямала, Югры и Тюменской области нужно работать над консолидированным бюджетом на 2005 год, так как времени остается все меньше» — считает Квитка.
Вообще, ситуация малопонятная. Была создана рабочая группа, которой поручено выработать механизм реализации поправок к федеральному закону об общих принципах организации органов власти в субъектах РФ. На последнем заседании группы было принято решение представить проект договора области с округами. И только после утверждения данного документа в рабочей группе к его рассмотрению должны были приступить парламенты и губернаторы трех субъектов Тюменской области. Почему законодатели и губернаторы округов решили утвердить проект договора, во-первых, до его внесения в трехстороннюю группу, а во-вторых, — без всякого согласования с третьей стороной, без учета ее позиции? Вывод напрашивается один: согласованные действия округов по утверждению проекта договора являются ничем иным, как инструментом политического давления на Тюмень. Причем, как уже говорилось, в ультимативной форме: «все полномочия — нам».
Вряд ли в этих условиях тюменская сторона пойдет на компромисс, так как заключение какого-либо соглашения в предложенной округами форме противоречило бы самой природе договора. И представители властной и политической элиты округов это прекрасно понимают. То есть налицо некий политический умысел — стороне, не участвовавшей в разработке проекта договора, предлагаются заведомо ущербные для нее условия. А обычно это делается для того, чтобы сорвать договорной процесс таким образом, чтобы обвинить в этом «не подписавшуюся» сторону.
Сложившуюся ситуацию, которую иначе как конфликтной не назовешь, уже комментируют в Тюменской областной думе. Депутат Тюменской областной думы, руководитель исполкома ТРО партии «Единая Россия» Сергей Усольцев считает, что с Тюменью поступили просто нечестно. «Нельзя играть по таким правилам, когда органы власти обоих округов без согласования с Тюменью принимают какие-то документы, касающиеся всех троих, — заявил Сергей Усольцев корреспонденту интернет-газеты „Вслух.Ру“, — Есть решение Конституционного суда, по которому Тюменская область едина. 95-ый федеральный закон подразумевает разграничение полномочий. И самое главное — создана трехсторонняя рабочая группа по разграничению полномочий между областью и округами. Любые решения, касающиеся планов по разграничению полномочий, должны приниматься только этой рабочей группой. И ни в коем случае отдельно Югрой и отдельно Ямалом. Это нечестная политика с их стороны. Это дает основания Тюмени противиться шантажу, взять на себя все полномочия и самим решать, какие можно передать округам, а с какими они не справятся. Договор возможен, спору нет. Но ведь для того и существует совместная группа, чтобы обсчитать все полномочия и рассмотреть, какие целесообразно оставить в округах, а какие закрепить за Тюменью. Либо надо прямо сказать, что трехсторонняя рабочая группа прекращает свою работу. Но они же этого не делают».
Трехсторонняя рабочая группа соберется для принятия решения 14 июня. И тут следует заметить еще одну любопытную деталь: проект договора, ранее предложенный представителями ХМАО, существенно отличается от того, который утвержден Думой ХМАО 4 июня. То есть в рабочую группу вносятся одни предложения, а в окружной парламент — совершенно другие. И пока тюменская сторона изучала «рабочий» проект договора и вносила в него свои коррективы, дума утвердила «ультимативный» вариант договора, предложенный ямальцами.
Вряд ли такое поведение вписывается в рамки политической корректности, тем более, если речь идет о соглашениях, затрагивающих судьбы миллионов людей. Политический демарш Югры и Ямала может свести на нет всю работу по выработке решения в рамках трехсторонней группы, а также — сорвать бюджетный процесс в Тюменской области, что в первую очередь коснется жителей автономных округов. Как сообщил нам наш источник в администрации президента, на федеральном уровне практически приостановлена работа по формированию бюджета совместных полномочий Тюменской области и РФ на 2005 год.