Dipol FM | 105,6 fm
88.76
96.56

Тюмень аккуратно подходит к вопросу изучения основ православия в школе

Введение в школьную программу «Основ православной культуры» стало центральной темой на заседании Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России», которая началась в Тюмени 5 февраля.

Множество прошедших дискуссий и даже принятое решение о введении в школьную программу предмета «Основы православной культуры» с 1 сентября в четырех регионах не умаляют актуальности темы. Она же стала центральной на пленарном заседании Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России», которая в рамках VII Рождественских образовательных чтений началась в Тюмени 5 февраля. С нынешнего учебного года предмет «Основы православной культуры» стал обязательным в четырех областях центральной России: Калужской, Белгородской, Смоленской и Брянской. В Калининградской области предмет изучают уже несколько лет. Власти этих регионов приняли такое решение, согласовав с местными епархиями Русской православной церкви. Известно также, что в 11 областях «Основы православной культуры» будут преподавать как факультатив. Чиновники экспериментальных областей поясняют, что вопрос о том, изучать детям «Основы православной культуры» или отказаться, решают родители, которые выражают свое согласие или отказ в специальном заявлении. О необходимости введения в школах этого предмета говорил и управляющий Тобольско-Тюменской епархии, ректор Тобольской православной духовной семинарии архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Он обратил внимание на то, что традиционно духовно-нравственная культура формируется у человека в семье, где он воспитывается. Но поскольку «семья сегодня не справляется с возложенной на нее задачей, надежда возлагается на школу и церковь». Тот факт, что в школе ученики не только получают знания, но и приобретают жизненный опыт, в том числе морально-нравственный, сегодня ни у кого не вызывает сомнений: школа не только учит, но и воспитывает, звучит на всех педагогических собраниях. Более того, такая задача закреплена и в законе об образовании, отметил архиепископ Димитрий: «В рамках отдельной образовательной области учебного плана — духовно-нравственная культура с учетом культурной и религиозной принадлежности учащихся и их родителей вводится преподавание таких предметов, как „Основы православной культуры“, основы других религий, философия и этика».При этом владыка не сказал о том, что основы мусульманской, католической, иудейской культуры не имеют такого же статуса, не входят в школьную программу, что, собственно, и вызывает споры не только среди религиозных деятелей, экспертов, но и в обществе. Архиепископ Димитрий сказал, что «наша цивилизация — это христианская, православная цивилизация, в основе которой ценности христианского мира: милосердие, смирение, послушание, трудолюбие, целомудрие, терпение и кротость». Христианские ценности он противопоставил ценностям «популярного в гуманитарных науках течению позитивной направленности, чуждой традиционным нормам системе ценностей: частная жизнь, профессиональная деятельность, локальные сообщества и человечество в целом. Образцом для подражания становятся не честность и порядочность, а успешность, ловкость».Почему «честность, порядочность» и «успешность, ловкость» обязательно должны находиться на разных полюсах нормативно-ценностной системы осталось непонятным, как и то, почему, по мнению владыки, «на основе позитивистской школы ценностей невозможно построение нравственно здорового человека».Позицию областного департамента образования и науки Тюменской области по поводу введения в учебный план школ обязательных курсов религиозной направленности высказала директор Ирина Лысакова, выразив готовность к сотрудничеству с социальными, общественными и религиозными институтами в деле духовно-нравственного воспитания школьников в рамках действующего законодательства. При этом Ирина Лысакова призвала «учитывать особенности современного социально-этнического развития общества, для которого характерно хрупкое равновесие в области межэтнических отношений»: «Поэтому любое неосторожное действие со стороны государственной власти может легко спровоцировать социальные конфликты на национально-этнической или религиозной почве. Мы не можем себе позволить даже из благих целей искусственно форсировать процессы, касающиеся духовной жизни человека».Она привела статистические данные о том, что только на юге области проживает более 20 национальностей и народов, действует 18 конфессий. Каждый седьмой брак является межэтническим. В школе обучается около 2 тысяч детей мигрантов из различных государств ближнего зарубежья, число которых, учитывая включенность региона в федеральную программу содействия переселению соотечественников из ближнего зарубежья «Соотечественники», не сократится: «Попытку административным распоряжением сверху поставить родителей перед выбором обязательного религиоведческого курса для своего ребенка может вызвать внутренний протест у части населения. Мы считаем, что в основе деятельности по развитию духовно-нравственной культуры учеников должен быть отказ от администрирования в вопросах этики, от навязывания определенной идеологии, даже если это идеология большинства. Работа должна быть построена на сближении различных национальных ценностей, понимании единства и особенностей духовной культуры граждан России, а не их разделение на религиозно-этнической почве».Подходить к разработке и реализации нововведений необходимо постепенно, комплексно, уверена Лысакова, предварительно решив вопрос с учебниками, пособиями и кадрами, осуществив мониторинг запросов граждан на курсы духовно-нравственного воспитания, выработать взаимоприемлемые решения, исключающие ущемление прав других слоев населения. В то же время Ирина Лысакова предложила всем представителям религиозных организаций совместно с департаментом образования и науки принять участие в создании рабочей группы по разработке соглашения о сотрудничестве. В его рамках возможны такие мероприятия, как разработка и внедрение образовательных модулей духовно-нравственной направленности, преподавание которых будет осуществляться в рамках федерального компонента и учебного плана (литература, история, музыка, краеведение и т. д.), создание и распространение методических рекомендаций для педагогов, которые помогут учителям раскрыть духовные аспекты и т. п.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Ямальские артисты завоевали «Кубок особого сплава» в Москве
Ямальские артисты завоевали «Кубок особого сплава» в Москве
Творческий конкурс проходил на ВДНХ в рамках дней Урало-Сибирского макрорегиона.
#ВДНХ
#свадьба
#артисты
#Первый канал
#Ямал
#новости Тюмени
#тк
После опрессовки на теплосетях Тюмени устраняют дефекты
После опрессовки на теплосетях Тюмени устраняют дефекты
Промежуточные итоги и планы обсудили в администрации города.
#опрессовки
#теплосети
#ремонт
#Петр Вагин
#УСТЭК
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Провал на объездной в Тюмени произошел после прокладки магистрального водопровода
Провал на объездной в Тюмени произошел после прокладки магистрального водопровода
Ремонтные работы заканчиваются, асфальт уже уложен.
#провал
#объездная
#ремонт
#перекрытие
#дорога
#ГУС
#тк
Новые возможности старой Обороны: каким будет «Дом на Ямской»
Новые возможности старой Обороны: каким будет «Дом на Ямской»
Недвижимость в этом районе пользуется спросом у горожан.  
#недвижимость
#новостройки
#новостройки Тюмени
#новости Тюмени
#тк
#Дом обороны
#ипотека
#квартира
В Тюмени перекрыли объездную в сторону Боровского из-за провала асфальта
В Тюмени перекрыли объездную в сторону Боровского из-за провала асфальта
Сейчас там идут ремонтные работы.
#ремонт
#перекрытие
#объездная
#провал
#тк