Праздники делились на «церковные» и «царские». Остальные дни считались торговыми с 7.00 до 19.00.
«Вслух.ру» продолжает публикацию отрывков из краеведческих очерков, входящих в новую работу исследователя Анатолия Кононенко, посвященную истории Тюмени и тюменцев в 1900—1917 годах.
Нуждам верующих служили 15 церквей (из них девять приходских): Знаменская, Благовещенская (Соборная), Архангельская, Спасская, Успенская, Ильинская, Единоверческая, Вознесенская, Никольская, одна часовня, три домовые церкви, две кладбищенские (Вознесенская и Ильинская), костел, синагога, мусульманская мечеть, которая располагалась в районе Табора (ныне это пересечение улиц Горького и 50 лет Октября).
Праздничными днями в дореволюционной России считались: Воскресенье, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Св. Троицы и св. Духа, Вознесения, Преображения, Рождества Богородицы, Введение во Храм, Успения Богородицы, Воздвижения Святого Креста, Рождества Христова — три дня, Новый год, Суббота Масленицы, первые три дня Пасхи, 9 мая — день Святителя Николая, 1 октября — Покров пресвятой Богородицы, 6 декабря — день Святителя Николая — тезоименитство императора Николая II. Таким образом, праздники делились на «церковные» и «царские». Остальные дни считались торговыми с 7.00 до 19.00.
Для погребения усопших имелись четыре кладбища. С 1901 года городские кладбища переданы в ведение духовного ведомства, а до этого они были в ведении городского управления. Старое городское кладбище при Всесвятской церкви было закрыто еще в 1884 году. К 1908 году оно оказалось захламлено, подвергалось хищению. Надгробия, памятники и оградки могил разрушились, так как само кладбище, как закрытое, дохода духовному ведомству не приносило. Еще в 1885 году постановлением городской думы № 1 и № 3 от 6 июня и 18 июля было изъято у Букинского сельского общества около 10 десятин земли, на которых было разбито новое городское кладбище, впоследствии получившего название Текутьевского.
Уже в 1913 году оно было переполнено могилами, и духовное ведомство просило городскую власть увеличить площадь городского некрополя. Кроме того, захоронения осуществлялись на Затюменском кладбище, имевшем иудейский и мусульманский сектора, на Заречном кладбище в Парфенове, и на монастырском кладбище, на территории Свято-Троицкого монастыря.
Надо отметить не вполне заботливое отношение тюменцев к усопшим предкам. Так, неизвестный корреспондент отмечал, что «наконец-то затюменское кладбище обнесено глубоким рвом и проволочным ограждением, так как ранее скот беспрепятственно разгуливал среди могил, а громадные заросли крапивы не позволяют родственникам разыскать своих близких».
На Текутьевском кладбище 25 июня 1913 года кто-то устроил костер, сгорели пять крестов. В газетной хронике отмечалось, что городским властям надо бы наладить уход за кладбищами. Видимо с этой целью новые распорядители похоронного дела разделили кладбище на сектора с разной оплатой. За могилу на центральной аллее и возле часовни брали 5 рублей. За участок вдали от центральной аллеи — 3 рубля. За могилу на окраине кладбища родственники усопшего платили 1 рубль, 50 и даже, 30 копеек. За детскую могилу предлагалось платить половинную цену.