Вглядеться в многоликий Петербург теперь можно в Тюмени.
Строгий, загадочный, игривый, тяжелый, депрессивный, чарующий, пронизывающий, воздушный… Вглядеться в многоликий Петербург, разный, но всегда безоглядно влюбляющий в себя, теперь можно в Тюмени. Накануне в информационно-библиотечном центре ТюмГУ открылась персональная выставка петербургского фотохудожника Константина Аникушина, посвященная cеверной столице. Из множества своих фоторабот, запечатлевших город, он отобрал порядка 50 и на открытии выставки признался, что выбирать было очень непросто. Отбирал долго и исходя из того, чтобы фотографии давали наиболее хорошее представление о Петербурге, показывали «разность его характера». В то же время, как тут же заметили первые посетители, со стен смотрит именно классический Санкт-Петербург. Без новодела, без современных построек. Как отметила преподаватель кафедры русского языка филфака ТюмГУ Светлана Смыслова, впечатляет ощущение торжественности города. «Есть такой синонимический ряд: лицо, лик, маска, личина… Мне кажется, что на этой выставке мы видим лик Петербурга, где обыденность, какие-то мелкие дрязги уходят в сторону, и маска современности, такая наносная маска, тоже отошла. И вот это истинный торжественный Петербург…» Что сразу же бросается в глаза, большая часть фотографий — черно-белые. Лишь неожиданными пятнами между ними появляются цветные снимки. Архитектуру и тем более скульптуру, считает автор, лучше снимать именно в ч/б. Здесь цвет только отвлекает. И напротив, там где от цвета он не отказывается — без него было не обойтись. О Тюмени — как объекте для фотосъемки — Константин охотно делится впечатлениями. Рассказывает, что уже удалось немного поснимать город, но хочет еще пофотографировать и Тобольск. «Сейчас Тюмень, — говорит он, — насколько я увидел, в состоянии реорганизации, перестройки. Всё сейчас у вас в живом состоянии…, и вы еще даже не определились, что вы хотите от этого города увидеть. Многие не согласны с тем, что уже построено. Но у нас то же самое на самом деле. Есть деньги — нужно срочно вкладывать, хочется чего-то хорошего, кому-то это нравится, кому-то нет».Когда разговор заходит о нашумевшем проекте нового зала Мариинского театра, Аникушин высказывает свое мнение без экивоков. «Это нечто ужасное. Как мятая бумага, нельзя архитектурой даже назвать. Меня удивляют те люди, которые этот проект допустили до просмотра». Резко он выскаивается и о появляющихся и в Москве, и в Питере современных безликих зданиях. «Я такие дома называю большими киосками. У вас такие, кстати, тоже здесь стали появляться. Я не знаю, где учились эти архитекторы, и мне очень больно видеть, когда это всё начинает воплощаться. Может быть, там вообще архитекторов не присутствовало, а строили прорабы, потому что кто-то решил сэкономить». Наверное, именно поэтому Петербург на фотографиях Аникушина — те нетронутые временем места, которые хочется показать. «Санкт-Петербург — очень обширный, и пригороды есть, и музеи, работать над одними фотографиями можно целую жизнь», — говорит фотохудожник. Но уже есть задумки новых выставок, добавляет он. Нынешняя же выставка будет работать ровно два месяца — до 22 декабря. Организаторами выступили ТюмГУ и Ассоциация имени Маргелова. В течение этих двух месяцев среди преподавателей и студентов ТюмГУ проведут викторину, касающуюся как самой выставки, так и истории, и литературы о Петербурге. А 22 декабря, пообещали организаторы, будут подведены итоги, и победителей наградят путевками в северную столицу.