Церемония пройдет на территории специализированного морского нефтепорта "Козьмино" - конечной точки ВСТО.
28 декабря будет запущены первая очередь нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Церемония пройдет на территории специализированного морского нефтепорта «Козьмино» — конечной точки ВСТО. Нефтепровод призван диверсифицировать поставки российской нефти и открыть для страны новый перспективный рынок сбыта — Азиатско-Тихоокеанский регион, потребности которого в нефти непрерывно возрастают. В период реализации ВСТО у России сложились коммерчески выгодные отношения с Китаем, на потребление которого в значительной степени ориентирован проект. Не менее важная цель проекта — освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в этих регионах. Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) — Усть-Кут (Иркутская область) — Ленск (Якутия) — Алдан (Якутия) — Сковородино (Амурская область). Протяженность линейной части 2694 км, мощность — 30 млн тонн нефти в год. По территории Иркутской области проходит 984 км трассы, Якутии- 1458 км, Амурской области — 252 км. От Сковородино нефть железнодорожными составами весом от 4,5 до 4,8 тыс. тонн будет направляться к Тихому океану. Объемы перевалки достигнут 15 млн тонн в год. Еще 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. В рамках ВСТО-1 построено семь нефтеперекачивающих станций. Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals - она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием «ВСТО».Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, главный редактор портала «Восточный нефтепровод» Дмитрий Орлов считает, что ВСТО дает России свободу выбора. А свобода выбора транспортировки энергоносителей — это и есть гарантия суверенитета и национальной энергетической безопасности. Россия — активный игрок на европейском рынке нефти, однако на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона она вплоть до недавних времен практически не была представлена, отмечает эксперт. ВСТО решает эту проблему. Диверсификация экспортных поставок нефти, проводимая правительством России, по мнению аналитика Advanced Research Михаила Бакулева, это «необходимый шаг в развитии нефтяной отрасли России. Кроме того, по прогнозам, предполагается существенное увеличение спроса на нефть именно в странах АТР, а не Европы, поэтому развивать это направление вполне логично. Тем более что это дает существенный стимул к развитию сырьевой базы Восточной Сибири».Как считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, «запуск ВСТО-1 позволит компаниям увеличить расходы на геологоразведочные работы в Восточной Сибири, поскольку вопрос транспортировки решен — найден канал сбыта нефти. Однако это в перспективе, через год-два. В ближайшее время ВСТО будет полностью заполнен нефтью из уже разведанных запасов».По мнению консультанта НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрея Чернявского, «не исключено, что в будущем российская нефть будет в первую очередь ассоциироваться с маркой «ВСТО».