России продолжается снижение закупок нефтегазового оборудования. Такую информацию разместил у себя на сайте Союз производителей нефтегазового оборудования. По утверждению организации, снижение происходит, несмотря на рост доходов сырьевых компаний, и более чем 50 процентный износ основных фондов в российском ТЭК.
Снижение заказов не связано с якобы низкой конкурентоспособностью российского нефтегазового оборудования, которое сегодня производят и успешно экспортируют многие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Основная причина в стремлении российских нефтяных компаний минимизировать расходы на развитие отрасли: геологоразведку, бурение, обновление оборудования. Средства направляются только на увеличение добычи, нередко с нарушением проектных режимов эксплуатации, и последующего экспорта сырья, пишет Союз производителей нефтегазового оборудования.
За последние годы существенно увеличилась доля иностранных подрядных организаций в объеме заказов российских нефтегазовых компаний. Такой масштабной экспансии иностранных геофизических, геологоразведочных, буровых и иных сервисных компаний никогда не наблюдалось. Нефтяной комплекс садится на «импортную иглу», сознательно обрекая себя на зависимость от иностранной техники и технологий. Не является также секретом, что закупки через офшорные фирмы, завышение цен при импорте оборудования и заказы работ иностранным сервисным компаниям являются одним из основных способов перевода нефте- и газодолларов за рубеж.
Недостаточное внимание государства к данной проблеме привело к тому, что благоприятная конъюнктура мирового рынка не привела к повышению инвестиционной активности сырьевых компаний и созданию рабочих мест в российской промышленности. Об этом свидетельствует и ситуация в отечественном нефтегазовом машиностроении.
Известно, что МПР России проводит важную работу по пересмотру лицензионных соглашений с нефтяными компаниями. Прежние соглашения не обеспечивали комплексное и рациональное использование недр. Вместе с тем, при пересмотре лицензионных соглашений МПР России не учитывает интересы развития смежных отраслей экономики, которые заняты техническим перевооружением нефтегазового комплекса. От заказов нефтяников и газовиков зависят предприятия Пермской, Свердловской, Челябинской, Нижегородской областей и многих других регионов России. На производство продукции для ТЭК ориентирована значительная часть отечественной металлургии, машиностроения, большая группа предприятий оборонного комплекса.
Государственные интересы требуют, чтобы в лицензионных соглашениях имелись требования, обеспечивающие развитие предприятий нефтегазового комплекса на основе продукции российской промышленности. Так можно обеспечить развитие внутреннего рынка и снизить затраты на добычу полезных ископаемых.
Пересмотр лицензионных соглашений создает уникальную возможность технического перевооружения сырьевых отраслей и приданию мощного инвестиционного импульса для развития смежных отраслей отечественной промышленности. Однако, рассмотрев предложения российских производителей нефтегазового оборудования, заместитель министра природных
МПР России готовит проект нового федерального закона «О недрах», с помощью которого можно обязать компании, разрабатывающие российские недра, ориентироваться на отечественную промышленную продукцию. Такое условие (70 процентная доля российского участия в подрядных работах) содержится даже в федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции». Критика инофирм за игнорирование интересов российской промышленности в рамках СРП, выглядит странно, при отсутствии каких-либо законодательных ограничений для российских нефтяных компаний. К сожалению, МПР России не планирует вводить такие ограничения, а Валентин Степанков отмечает, что «решение вопросов о техническом перевооружении нефтегазового комплекса, а также установление обязательства для недропользователей по использованию отечественной промышленной продукции не является предметом этого законодательства».
Союз производителей нефтегазового оборудования отмечает, что подобный подход МПР России к пересмотру лицензионных соглашений и подготовке нового закона «О недрах» не соответствует интересам развития российской промышленности.