Отчет о летней экспедиции Тюменского Внедорожного Клуба по Бабиновскому тракту Эта экспедиция была задумана еще в феврале, и подготовка к ней началась задолго до выезда. Илья Нищета, владелец прототипа УАЗ и по совместительству штурман нашей команды отсмотрел предполагаемый маршрут в «Гугле», набросал примерное расписание движения и места стоянок. Цель экспедиции — пройти самую заброшенную часть знаменитой когда-то Бабиновской («Осударевой») дороги. Состав команды — люди с опытом, и обсуждать пришлось только кто и что возьмет из «общего» снаряжения. Итак, состав автоколонны: TLC70, УАЗ-Прото, два подготовленных УАЗа и еще один, что называется, в «стандартной комплектации»…5.07.2008. Старт!Выезд, как всегда в таких случаях, задержался и, с небольшим опозданием, наша колонна двинулась по Ирбитскому тракту в сторону Верхотурья. Дорога до тагильской трассы практически пустая, и развлекались мы переговорами по рации и окружающими пейзажами. Из достопримечательностей хочется отметить Синячиху. В деревне со столь «романтическим» названием организован музей под открытым небом. Со всей округи сюда свезены и с любовью восстановлены старинные деревянные здания: церкви, часовни, избы и даже ветряная мельница. Вечером к нам присоединился экипаж на УАЗе из Горнозаводска (тот самый «стандарт»). И на первую ночевку встали лагерем на берегу реки, приготовили ужин и, несмотря на усталость, просидели у костра до поздней ночи.6.07.2008. Первые трудности25 километров «последнего асфальта» пролетели под колесами за считанные минуты и вот мы в Павде. Взяв «языка», выясняем, что «дороги на Растес отсюда давно нет» и ехать надо через Карпинск (крюк по асфальту километров двести). С этой радостной новостью мы идем в магазин, где покупаем то, что отличает «цивилизацию» от походной жизни: детям (а с нами четверо несовершеннолетних) мороженое, себе пиво. Последний магазин. Эта мысль отчетливо приходит в голову, и опять думаешь, а не забыли ли чего? Дорога в Растес оказалась самым сложным участком нашего пути. Ее действительно «давно нет»… Двигаясь по лесовозной колее и не видя никаких других следов, приехать можно только на вырубки. На «генштабовской» карте дорога есть, а в реальности… Чтобы поберечь машины (неизвестно, что впереди), обследуем край вырубов пешком и находим след от трактора, который ведет в нужную сторону — под гору, к реке Тылай. Трактор прошел зимой, по большому снегу, и десяти-двенадцатилетние березы повалены в «нужную» нам сторону, но пеньки и корни сантиметров 15−20 остались. Обсудив, что обратно вернуться этим маршрутом невозможно (5 километров березы «переложить» в обратную сторону, чтобы не проткнуть радиаторы — нереально), решаем идти вперед — куда-то же уехал этот трактор? Брод через реку не представлял большой сложности, а вот на 400-метровый подъем в крутую гору по глинистому руслу ручья ушло почти два часа. Люди были здесь последний раз зимой, вокруг все истоптано лесной живностью. После переговоров по рации решаем разделиться — два подготовленных УАЗа (Константина Михайлова и Владимира Котова) поехали дальше в сторону Растеса. Анатолий на «Тойоте» разрезал покрышку и на ремонт нужно было время, а Илье еще предстояло поднять «стандарт» своей лебедкой наверх. К вечеру, ближе к девяти часам, мы добрались до цели. Глядя на колеи по колено глубиной, по которым мы ехали, стало понятно, как нам повезло с погодой — уже неделю в этих местах не было дождя. Арьергард подъехал незадолго до полуночи. К этому времени уже был разбит лагерь и приготовлен ужин.7.07.2008. Походная баняУтром решаем остаться на дневку. Бивак разбит в красивом месте, на берегу Тылая, прямо напротив Растеса. О существовании деревни напоминают лишь две полуразваленные стены избы да крапива, все еще растущая вдоль исчезнувших заборов и домов. День прошел в делах — заготовили дров, разведали завтрашний возможный маршрут, безрезультатно побросали блесну, исходили с металлоискателем все, что не заросло травой («уловом» стали: куча кованых гвоздей, трезубец для ловли рыбы и медная монета 1758 года), приготовили обед с ужином и истопили баню. Походная баня — это куб 2×2×2 из плотной материи без дна и с входом на молнии, в углах четыре двухметровые палки. Технология эксплуатации проста — из крупных камней прямо на берегу реки укладывается пирамида, а на ней и вокруг в течение двух-трех часов поддерживается костер. Потом угли разгребают, землю вокруг пирамиды проливают водой, и палатка ставится над «каменкой».Пар получился отменный. Мало что можно сравнить с купанием в холодной горной реке после настоящей парилки. В этом удовольствии смог отказать себе только пес Тори.8.07.2008. ДозаправкаПоскольку неизвестная и самая сложная часть маршрута осталась позади, а впереди нас ждали хоть и очень плохие, но частью знакомые по прошлогодней экспедиции дороги, утренние сборы были неспешными. Плотно позавтракав, попив чая-кофе, наша колонна двинулась в сторону Усть-Тылая — давно закрытого поселка. Проехав три километра по старой, уже заболоченной лесовозной колее, мы выбрались на сносного качества грунтовку. К обеду добрались до места, где когда-то жили и работали люди. Дорога вывела нас на отвалы, которые сделала несколько десятилетий назад огромная драга, промывавшая грунт. Здесь мы и встали лагерем. Илья со штурманом Димой, выкинув из кузова все «лишнее» и погрузив туда канистры, поехали в Карпинск (50 км) пополнить запасы бензина, хлеба и пива, а мы занялись организацией бивака и приготовлением ужина. Здесь нашим рыбакам улыбнулась удача — несколько хариусов попали-таки к нам на стол. Мясо у рыбы очень нежное и ели его, что называется, малосолым. К ужину вернулась наша фуражная разведгруппа. Вместе с топливом, «жидким хлебом» и йогуртом для детей Илья привез на себе, Димоне и машине толстенный слой мелкой, как пудра, рыжей пыли. Из-за сухой и безветренной погоды после каждой машины в воздухе повисал туман, который оседал лишь через несколько минут. В дальнейшем на таких участках мы держали расстояние между машинами до километра, иначе ехать было невозможно.09.07.2008. Уральский колорит Собрались довольно быстро и выехали в сторону Верхней Косьвы, там была запланирована двухдневная стоянка. Дорога — разбитая, но вполне проезжая — проходит через закрытый в конце прошлого века поселок с казенным названием «Лесоучасток». Людей здесь давно нет. Пока мы готовили небольшой перекус, дети спугнули прятавшегося в придорожной канаве зайца, и тот, поднимая пыль, промчался прямо по центральной улице поселка мимо нас и обалдевшей собаки. Следующую короткую остановку мы сделали у Медвежьих голов. Так называют скопление больших камней в русле Косьвы. Здоровые, отполированные течением валуны разбросаны по всей ширине реки на протяжении нескольких сот метров, в самом деле похожи на медведей, которые ловят царь-рыбу — Тайменя. Можно только догадываться, сколько проблем доставляли эти «головы» тем, кто сплавлял лес для уральских заводов по Косьве с начала 17-го и до конца прошлого века. Верхняя Косьва встретила нас нахмурившимся небом, и стало ясно, что сегодня будет дождь. Громыхало еще далеко, и мы решили съездить в заречную часть деревни. Мост на другую сторону реки отсутствовал уже давно, переехали речку в брод. Возле самого сохранившегося дома в палисаднике мы увидели могилу последнего жителя Косьвы —
Последние новости