Banner

Бизнес vs креатив

Не так давно я побывала на одном из дней защиты бизнес-планов, организованных по итогам бесплатного обучения действующих бизнесменов. Участники курсов презентовали свои новые проекты как бы потенциальным инвесторам, на самом деле – преподавателям курсов и специалистам.

Добросовестно выслушав презентации более десяти действующих предпринимателей, сделала вывод – будь я инвестором, из всех проектов вложилась бы максимум в два: в меховое ателье, создатель которого проработала в отрасли более 20 лет, и в фирму по оклейке пленкой автомобилей — мне кажется, рисунки на автомобилях пользуются популярностью в Тюмени, я и сама бы не отказалась от роя разноцветных бабочек, вылетающих из-под капота. Знакомый инвестор добавил к этому списку предприятие по дизайну и пошиву дизайнерской одежды (хотя, на мой взгляд, рискованно доверять свой гардероб дизайнерам местной закваски).

Возник вопрос – почему потенциальные инвесторы, коих в нашем регионе достаточно много, и молодые люди, имеющие интересные идеи, но не деньги для их реализации, не могут найти друг друга? Чего не хватает креативным идеям для воплощения в жизнь? Небольшое уточнение: здесь не имеются в виду традиционные источники инвестиций на начальном этапе – так называемые «три F»: family, friends and fools (семья, друзья и дураки). Речь идет о незнакомых людях, которые при желании могут доверить вам серьезные средства…

Если инвесторы сталкиваются с проектами, подобными представленным на защите, понятно, почему они заявляют, что хороших идей нет. После презентаций у меня сложилось неутешительное мнение об уровне грамотности наших предпринимателей, прежде всего, финансовой. «Я возьму второй кредит в размере восьми миллионов рублей, чтобы погасить первый кредит в размере пяти миллионов рублей», – заявил желающий открыть рыбоводное хозяйство. У одной из участниц проект по созданию агентства синхронистов-переводчиков при ближайшем рассмотрении выходил вообще убыточным. Конечно, времени на подготовку было немного, но это как раз отражает реальный уровень экономической или финансовой грамотности соискателей.

Дело даже не в знании финансовых понятий как таковых – умении рассчитать денежный поток, движение доходов и расходов, точку безубыточности… Предприниматель должен иметь четкое представление о поэтапной реализации проекта, будущей окупаемости и рентабельности. Он должен понимать, на чем именно будет зарабатывать прибыль и сколько. Проект должен быть реализуемым! Кстати, сочетание креативности и деловой хватки действительно встречается редко, обычно человек обладает либо первым либо вторым…

Важно и правильно презентовать проект: у кого-то презентация затянулась, кто-то прескучно перечислял ненужные на данном этапе подробности, кто-то вообще заикался от волнения. Если ты сам не уверен в себе, кто же поверит тебе? Стоит уделить должное внимание и неймингу. Ведь как вы яхту назовете… Так, директор будущего турагентства назвала компанию «Экзотик», а сама предлагала мебельные туры в Китай.

Некоторые участники не продумали свою уникальную особенность, фишку, то, чем они будут «брать» своего покупателя и отстраиваться от конкурентов. Сейчас становится все сложнее выходить на действующие рынки – к сожалению (для бизнесменов) и к счастью (для покупателей) происходит постепенное насыщение в различных сферах: свободными остаются либо низкорентабельные отрасли вроде легкой промышленности, либо крупные инвестпроекты с длительным сроком окупаемости, например, строительство SPA-отеля. И чтобы занять свое место на рынке, ваше предложение априори должно быть уникальным – по цене, по качеству продукции или услуг, или просто новым, удовлетворяющим существующую потребность в чем-либо. В последнем случае именно так в свое время распространились в Тюмени интернет-магазины, компании по кладке рулонного газона и т.д.

Приведу пример: напротив моего дома на первом этаже сдавалось в аренду небольшое помещение. Кто его только ни арендовал: был там и магазин продуктов, однако место не очень проходимое, поэтому через пару месяцев он закрылся; затем поселилась школа английского языка, кстати, над которой всю ночь непонятно для кого сияла огнями огромная вывеска (это ведь тоже затраты!). В конце концов, там обосновался уютный детский сад – каждое утро я вижу довольных родителей, приводящих туда своих деток. Предприниматель просчитал, что в центре города катастрофически не хватает детских садов, и идея выстрелила!

А вот иллюстрация удачной ценовой конкуренции на казалось бы заполненном рынке: около четырех месяцев назад мой знакомый открыл свой фотомагазин с достаточно низкими ценами, по его заверениям, самыми низкими в городе. Не знаю, правда, как у него с сервисом, однако он окупил затраты, в том числе недешевую аренду всего за три месяца.

Долго думала над примером грамотного позиционирования товара на уже существующем рынке, наконец, вспомнила… Когда еду на работу, каждое утро проезжающие машины и прохожих приветствует желтый-зеленый жизнерадостный «цветочек», разгуливающий неподалеку от цветочного магазина, – и настроение поднимает, и напоминает, где именно в этом уголке продают цветы. Или другой пример – недавно среди тюменских магазинов товаров для дома возник новый бренд, кажется региональный. Он отстроился от конкурентов запоминающимся логотипом, широким ассортиментом и бесплатными мастер-классами для покупателей по выходным. Думаю, если бы сейчас появился ресторан домашней кухни, предлагающий в уик-енд мастер-классы кулинарного искусства за реальную сумму, от желающих не было бы отбоя. Хорошая бизнес-идея, кстати…

Что мне понравилось на защите, так это горящие глаза выступающих. Во многих чувствовался интерес к будущему проекту, вера в себя и свои силы, невероятная харизма. Некоторые выступали целыми командами, заразительно рассказывая о проектах. Одна из известных бизнесвумен нашего города, имеющая многолетний опыт предпринимательской деятельности, как-то сказала: «Если бы я сейчас стояла перед выбором, начинать свой бизнес или нет, то, просчитав все «за» и «против» я бы не решилась. А тогда я была молодая, рисковая…». Думаю, именно в этом заключается преимущество и огромная сила стартаперов: в их готовности рисковать, а при неудачах подниматься и идти дальше, упорстве в достижении целей. Если к этому качеству добавить финансовую подкованность, зрелое мышление и моральную готовность, то найти и заинтересовать крупного инвестора в своем проекте будет делом техники. К тому же, есть такая теория: если ты ментально созрел для какого-то дела, то появятся и возможности, в нашем случае – инвесторы.

Комментарии

Колонки этого автора

Я люблю свою работу
4
Барселона: «пятерка» по туризму
7
Бизнес без «розовых очков»
5
Исповедь бывшего шопоголика
0
Взгляд изнутри: почему не развивается внутренний туризм?
1
Туризму нужны фишки
0
О хронофагах
0
«Свободная» жизнь несвободного бизнесмена
3
Свободное плавание
4
Карьера vs бизнес
0
Предприниматели: кто есть кто?
7
О сытых львах и голодных белочках
0
Бизнес нуждается в витаминах публичности
3
Может, уже хватит жить в столице деревень?
31
Есть ли жизнь после ипотеки?
17
О наболевшем или клиентоориентированности
14