Banner

Турбаза «Россия»

Во многих странах туризм является весьма доходной статьей, кое-где основной или даже единственной. Во многих, но не в России.

Нельзя сказать, что наша страна чуралась туризма. Наоборот, долгие годы туризм был характерным признаком настоящего интеллигента, а так как таковыми старались считаться многие, то и внутренний туризм худо-бедно развивался, оставив после себя многочисленные разваливающиеся санатории, пансионаты и даже кое-где кемпинги.

Но интеллигенция повывелась, а та, что еще жива, начисто оказалась лишена свободных средств для путешествий, а если и решалась на познавательные перемещения в пространстве, то стала предпочитать заграницу. А ведь наша страна полна мест, которые стоило бы посмотреть.

Вообще, что такое туризм? Зачем он?

Наверное, это все же способ удовлетворить собственную любознательность. Он не приносит материальных благ, но доставляет моральное, эстетическое и зачастую физическое удовольствие, то есть туризм – это действительно социальное явление, то, что в комплексе с другими серьезными и не очень вещами отличает нас от животных.

Любознательность – это естественная потребность нормального человека. Он читает книжки и смотрит фильмы. Но именно туризм дает ему возможность посмотреть мир, как говорил Геннадий Хазанов, «не глазами Сенкевича». Все понимающие страны эту потребность и культивируют, и эксплуатируют, создавая сразу и потребителей, и продавцов на рынке туристических услуг.

Сколько тратит средний путешественник на потребление туристических услуг в год? В США – около 7 тысяч долларов. В нашей стране, думаю, вполне можно ориентироваться на цифру 30 тысяч рублей. Вполне разумно, если понять, что некоторые могут себе позволить и десяточку гринов выложить, ну а отдельные энтузиасты, отдыхающие дикарем, укладываются и в пять тысяч рублей.

Итак представим себе, что мы распропагандировали наше население на ежегодные туристические поездки внутри страны по разным интересным местам. И вот, началось всеобщее перемещение.

При 145 миллионах населения не думаю, что туристическому ажиотажу поддадутся более 60 миллионов. Пускай будет 60. Умножим количество потенциальных туристов на среднюю стоимость турпакета – получается 1 800 000 000 000. Ой! Огромная сумма. Один триллион восемьсот миллиардов рублей. Или 60 млрд долларов США. Это всего лишь в 4,2 раза больше, чем туристические доходы штата Гавайи США. А ведь территория нашей страны во столько раз больше территории Гавайев, что я даже считать не хочу.

Теперь надо разобраться, а что наша страна может предложить своим любознательным гражданам? Опыт городка Мышкин показывает, что туристический повод можно создать на пустом месте. А уж пустых мест в нашей стране навалом. И тем не менее, Арктика – очень востребованный туристический маршрут, не хуже Антарктиды. Он, конечно, для опытных фанатов и чрезвычайно дорогой, но его можно раскрутить очень хорошо. Камчатка – гейзеры, вулканы, национальные парки, Курильская гряда с птичьими базарами. Восточная Сибирь, Дальний Восток – реки-сплавы, охота-рыбалка, тайга, староверческие скиты, китайские рестораны, Байкал, Транссибирская магистраль, золотые и алмазные рудники, оленьи упряжки. Западная Сибирь: все то же самое плюс еще и горные лыжи, путешествия по местам боевой славы декабристов, местам заточения царя и прочее. Урал – горы, реки, лыжи. И только центральная полоса России и Северо-запад: музеи, дворцы, исторические места в большом количестве.

Конечно, может нам много неизвестно об интересных местах в районе города Тынды или Мирного, но, в принципе, привлекательного, кроме природы, что конечно для многих достаточно, маловато. И это привлекательное надо создавать, чтобы кто-то куда-то поехал. Понятно, что нужны пансионаты. И не просто пансионаты, а ориентированные на какой-то образ отдыха – это могут быть и минеральные воды, и грязевые или родоновые ванны (как, например, придумали в Ханты-Мансийске создатели комплекса Югорская долина).

Безусловно, нужно развивать и культурные программы. Люди хотя развлекаться. И если на теплом море аниматоров почти достаточно, хотя все равно хочется съездить на экскурсию на развалины древнего амфитеатра или пирамиды, то в России нужно что-то более основательное. Поэтому, если туристический маршрут привязан к какому-то центру цивилизации, то хорошо бы там иметь что-то уникальное – театр, музей, оперу, выставочный зал и т.д.

Это задачи местных органов власти поддерживать культуру своего региона, тем более, что в условиях развития туризма культура очень коммерциализируется. Яркий пример тому ньюйоркский Бродвей, посетителями театров которого являются преимущественно туристы.

Не помешало бы и активизировать археологию. И Аркаим, и Танаис – это все места, которые следует раскручивать, создавать о них легенды, наподобие голливудских фильмов про Лару Крофт или Индиану Джонса, чтобы люди узнавали о том, что есть уникальные артефакты и целые древние города и на нашей необъятной территории. Потрясающие места на Северном Кавказе. Думаю, совокупно с Алтаем им вполне по силам перетянуть большую часть горнолыжников из Австрии, Франции и Швейцарии.

Здесь нужны серьезные вложения. И если в Сочи деньги действительно вкладывают, но, с точки зрения горнолыжников, ничего там особенного нет, кроме возможности подсечь случайно президента или премьера, то Домбай, Чегет, Саяны – это невообразимый драйв и восторг, которых нет ни в какой Европе.

Речной туризм. Понятно, что нужно строить современные круизные речные суда, благо не сдохли еще российские судостроительные предприятия, в отличие от авиастроительных. Такой туризм очень востребован, хотя он рассчитан и на флегматичных граждан дошкольного и пенсионного возраста, но ведь и им нужно что-то предлагать. И наконец, просто позагорать. Ну, тут выбор небольшой, ибо осталось у нас только побережье Краснодарского края, да Астраханская область, Дагестан и Калмыкия со своими выходами на Каспий.

Если в вотчинах губернатора Ткачева все более или менее развивается, то вот с Каспием что-то все грустно. А ведь там, помимо воблы, икры и арбузов, еще и очень хорошо. Только надо как-то все обустроить, чтобы людей можно было заманивать солидных, денежных, а не только маньяков с удочками, палатками и москитными сетками.

Итак, вроде бы с тем, что страна наша безгранична и везде есть на что посмотреть, пускай даже на закат в излучине Енисея (скажу по секрету, что не видел зрелища красивее никогда в жизни), а вот как этот народ приветить и расселить – не понятно. А ведь 60 млн – это только потенциальные российские туристы. Если действительно развивать отрасль, то привлекать нужно и зарубежных путешественников, которых пока в нашей стране маловато, и дальше Москвы с Питером они обычно не заезжают.

А давайте амбициозно возьмем тоже цифру в 60 миллионов иностранных туристов, ну это чтобы наш ВВП радостно увеличился сразу на 3,6 триллиона рублей в год. И куда мы будем селить наших 120 млн туристов? Даже если они будут равномерно распределяться по году, что вряд ли, конечно, то нужно иметь по стране 10 млн посадочных мест в приличных гостиницах или пансионатах. Цифра вполне посильная. Но над ней надо работать.

Для организации такого рода передвижения по стране, нужны новые авиамаршруты. В Восточной Сибири нужно создать два новых хаба, например, Владивосток и Хабаровск, чтобы потоки туристов из Азии, Австралии и западного побережья Америки развести с потоками из Европы и восточного побережья Америки.

Фирмам, развивающим материальную базу внутрироссийского туризма, нужно дать льготы – это будет гораздо дешевле, чем ежели бы государство вкладывало деньги в создание серьезной инфраструктуры само. Тем более, что мы понимаем, что все равно не вложит. То есть деньги выделят, но их обязательно разворуют.

Серьезное внимание стоит уделить и автотуризму. По всей Европе и в США существует сеть кемпингов, особенно для дач на колесах. В России этого нет. Даже в советские времена были места, где можно было припарковаться на ночь и разбить палатку (даже был такой дорожный знак, который теперь нигде и не встретишь). В автотуризме заинтересованы и нефтяные компании – растет спрос на топливо. Поэтому есть возможность втянуть их в эпопею обустройства кемпингами всех наших дорог от Калининграда до Владивостока.

Развитие базы для туристического бизнеса имеет и еще одну сторону – пытаясь подать свой регион как можно лучше, сам лучше познаешь собственные возможности, изыскиваешь то, что раньше казалось невидимым, а отдельные вещи, в первую очередь, связанные с культурой и историей, приобретают необычайную значимость.

Российское агентство по туризму сегодня активно занимается раскруткой России, как туристически привлекательного места. Собственно, место-то само по себе большое – 1/8 мировой суши. И все и так понимают, что оно жутко привлекательное, только никто нигде не ждет, вот в чем беда. Туризм – это внутренний и почти безграничный резерв любого региона, требующий, правда, от его руководства и дальновидности, и креативности. Ну и, конечно, вложений.

Степень развития туризма может служить индикатором эффективности работы руководства, ведь нет регионов, где нельзя было бы что-то предложить туристам. Даже Чукотка и та развивает это направление. Можно себе представить, что если в нашей стране действительно появятся 120 миллионов туристов, это значит, что найдется работа минимум для 10 миллионов человек. Это огромная отрасль, которая может со временем, по значимости, приблизиться к нефтегазовой. А разве не об этом мы все мечтаем, пытаясь слезть с углеводородной иглы?

Комментарии

0
05 декабря 2011, в 15:49

Программная речь кандидата куда- нибудь

Ответить
0
06 декабря 2011, в 8:12

я конечно понимаю, что в блогах каждый пишет то, что хочет. Но уважаемые авторы неужели так интересно писать об очевидных вещах? Всего этого и так достаточно в СМИ. Банально уже, правда. А автору спасибо, улучшил настроение ибо “Программная речь кандидата куда- нибудь”

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Разноэтажная Америка
0
Кризис либерального подхода
13