Banner

Есть ли жизнь после ипотеки?

Оформляю я жилье

45 квадратных метров

Кухня, спальня – все мое!

Через четверть века где-то.

Про относительно новое для россиян явление – ипотеку, сочинили уже немало шуток. И, как я заметила, большинство носят негативный характер – мол, это многолетняя кабала, долговая яма и так далее.

У меня тоже есть ипотека. Ежемесячно я отдаю большую часть своей зарплаты коммерческому банку и уже не могу позволить себе регулярно отдыхать за границей, посещать любимый дорогой спортзал или купить новую норковую шубу, да и вообще, заниматься шопингом в том объеме, как того требует моя душа (здесь должен стоять грустный смайлик). И так будет продолжаться еще несколько лет.

Но, честно говоря, нисколько не жалею об этом. Плюсы ипотеки значительно перевешивают минусы, по крайней мере, для меня. Во-первых, третий месяц являюсь счастливым обладателем собственных квадратных метров (с обременением, конечно). Во-вторых, греет мысль, что вместе с выплатой долга квартира постепенно становится моей в отличие от арендованной. В-третьих, сейчас я трачу деньги только на самое необходимое. Я десять раз подумаю, прежде чем купить новые юбку, туфли, сумку, телефон, компьютер и так до бесконечности. Ведь вся индустрия потребительского рынка направлена на то, чтобы мы постоянно что-то покупали, хотя на самом деле вполне можем довольствоваться малым. Так что, дорогие шопоголики, ипотека – это настоящее лекарство от транжирства.

Крупные кредиты дисциплинируют нас, заставляя тратить свои заработанные на действительно важные вещи, воплощая в жизнь тезис «основное внимание – важным вещам». К числу таких я бы отнесла жилье, образование, качественный отдых, для некоторых – автомобиль. Одной моей знакомой в данном случае не помешала бы ипотека: может, тогда она не стала бы тратить 10 тысяч рублей на американские кастрюли, но жила бы в собственной квартире.

«Вступив» в ипотеку, человек вынужден отказывать себе во многом, но благодаря кредитам ты уже сегодня можешь позволить себе иметь то, что в общем-то тебе не по карману. Кстати, отношение к кредитам совершенно не зависит от уровня доходов. Например, моя тетя, работающая на Севере и получающая, думаю, раза в четыре больше меня, вся в долгах – у нее кредиты на автомобиль, на отпуск, еще на что-то там. И в отличие от меня, ее кредиты нисколько не дисциплинируют: она тратит баснословные суммы, ни в чем себе не отказывая.

Россиян в целом можно разделить на противников жизни в кредит и ее сторонников. Первые заявляют, что кредиты прививают порочную привычку жить не по средствам, и в чем-то они правы. Как известно, американцы уже давно сидят на «кредитной» игле, и именно закредитованность американской экономики сыграла немаловажную роль в возникновении мирового кризиса.

Но я считаю, что во многом неприятие жизни в кредит у россиян сидит в голове. Мы ментально привыкли копить, а не тратить. Недавно по работе я столкнулась с женщиной, которая оформила свой первый вклад еще в юности, так сказать, на «черный день», и сейчас, находясь на пенсии, имеет несколько вкладов в разных банках, хотя семье ее дочери не хватает денег на ремонт квартиры. Думаю, для накопления ей всю жизнь приходилось себя в чем-то ограничивать. Что же получается? Сторонники кредитов живут настоящим, здесь и сейчас? А любители копить откладывают жизнь на потом?

Впрочем, небольшая оговорка – в российских условиях, когда на погашение ипотеки уходит более половины зарплаты, наслаждаться жизнью не очень-то получится. Это в идеале около 30% зарплаты должно уходить на погашение кредитов, 30% – на текущие расходы, 20% – на образование и 20% – на накопления на «черный день». Чтобы выплачивать ежемесячно меньше, можно, конечно, взять кредит и на 30 лет, но тогда вы переплатите за квартиру более чем в два раза. Таковы реалии российской жизни в кредит.

И банкиры не намерены останавливаться на достигнутом. По прогнозам банковских аналитиков, самым перспективным сегментом остается розничное кредитование: они советуют банкам делать ставку именно на это направление. Так что в ближайшие годы можно ожидать от банков заманчивых условий по кредитам. Эта тенденция уже проявляется: у более половины моих знакомых есть кредитные карты, и не потому, что они им были нужны, а потому что банк преподнес им средства практически не блюдечке с голубой каемочкой: приемлемый процент, удобный срок погашения, двухмесячный грейс-период, доставка карты на дом – сказать «нет» было сложно, почти невозможно…

А может, дело в том, что россияне не умеют грамотно планировать свою жизнь в финансовом отношении? Поделюсь своим опытом: как-то я решила понаблюдать, куда уходят деньги (почти риторический вопрос). Для этого скачала кучу специальных программ для подсчета семейного бюджета. Целый месяц собирала все чеки, записывала расходы, сортировала их по группам. Каков же итог? Во-первых, у меня это заняло чудовищно много времени, во-вторых, привело к одному расстройству – оказалось, что я чрезвычайно много денег трачу на одежду и всякие кафешки. Честно говоря, от огорчения решила, что лучше не считать совсем, а после этого взяла ипотеку, и необходимость следить за расходами отпала сама собой.

Несмотря на все банковские уловки, я все-таки отношусь к сторонникам жизни в кредит, но жизни в кредит с умом. На мой взгляд, глупо покупать в кредит какой-нибудь телевизор на три года, переплачивая за него в три раза, или открывать кредитные карты, присылаемые на дом в конвертах, процентная ставка по которым нередко достигает 49% годовых при средней ставке потребительского кредитования 18%. Уж я-то, как бывший банковский сотрудник, проценты считать умею.

Не знаю, как вы, а я «за». «За» разумное расходование денежных средств на действительно важные вещи, «За» возможность уже сегодня позволить себе то, о чем раньше мог только мечтать. «За» жизнь здесь и сейчас. Вот расплачусь с банком за ипотеку, машину, ремонт и, может, начну копить… на черный день. Лет этак через … дцать.

Комментарии

0
07 декабря 2011, в 13:25

Эх, я вообще считаю тех, кто взял ипотеку – героями нашего времени!!!! у меня много знакомых до 35 лет, которые взяли ипотеку и просто кайфуют) молодцы! восхищаюсь ими) но я против кредиток и жизни в кредит! жить надо по средствам, которые у тебя есть.
считаю, что американский опыт жизни в кредит пагубен для русских. менталитет у нас другой, мы не умеем правильно считать, планировать и т.д. Не хотелось бы, что в очередной экономический кризис (а по мнению многих аналитиков, он не за горами) люди остались без квартир, машин и телевизоров). Кстати, в Америке было именно так — людей выселяли из домов…

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 07 декабря 2011, в 15:03

С другой стороны, если жить по средствам, мне бы пришлось до сих пор жить с родителями…

Ответить
0
07 декабря 2011, в 14:52

Евгения!Есть понятия “де юре” и “де факто”. Основная проблема ипотеки в том, что “де факто” квартира не ваша и с вероятностью 20% вашей не станет. При этом ранее выплаченные платежи вы просто потеряете, поскольку в аннуитетных платежах в месячном платеже в первые годы ипотеки проценты составляют большую часть. А в тех же США более половины семей живут в арендованном жилье. И не потому, что им не дают ипотечный кредит, а потому что аренда имеет плюсы и их больше, чем в собственности на жилье.

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 07 декабря 2011, в 15:31

У меня слава богу не аннуитет. А почему с вероятностью 20%, не поняла?)

Ответить
0
07 декабря 2011, в 15:45

Жить здесь и сейчас, после того, как заплатишь кредит за квартиру, машину, холодильник… Какая же тогда должна быть зарплата, чтобы после всех этих выплат оставались деньги не просто на «поесть» и дотянуть до зарплаты, а действительно жить в удовольствие. У меня, к счастью, нет ипотеки. Но бесконечные кредиты на одно, другое, третье все равно отнимают значительную часть средств от бюджета. И я не против кредитов в принципе, но против кабальных условий банков и бешеную переплату за то, без чего человек в принципе не в силах обойтись – собственной крыши над головой. И то, что ипотека дисциплинирует, тоже не соглашусь: лучше пусть будет одна лишняя кофточка в твое гардеробе, чем пара одиноких вещей на двух вешалках в шкафу, просто потому, что больше позволить ты себе не можешь.

Ответить
0
07 декабря 2011, в 16:02

у меня есть квартира. и проблема покупки жилья мне не знакома. и именно поэтому я считаю вас (кто взял ипотеку) – героями))) и желаю, чтобы риски не коснулись вас и через 5, и через 15 лет (ипотека же на долгие годы берется!)
по поводу кредиток и жизни по средствам – у всех они разные…. когда я писала коммент к тексту, я не имела ввиду 7 или 12 тыс. р. а средние – 25т. уверяю вас на них можно прожить, и в отпуск сгонять, и бензин покупать, и икру красную в Новый год. иметь не одну кофточку в гардеробе…. )

Ответить
0
07 декабря 2011, в 16:05

Соглашусь с Еленой. К тому же кабала до пенсии и вечный страх, что что-то произойдет и квартира улетучится вместе с переплатой почти на сумму покупки – не самые верные вещи, чтобы поддержать дух плательщика. с другой стороны тем же банкам бы подумать не о выгоде кабальных кредитов, а о развитии такого сегмента рынка, как арендуемое жилье, доходные дома…

Ответить
0
07 декабря 2011, в 18:19

Задумывались ли Вы когда-нибудь над вопросом “Откуда берутся деньги?” – http://www.economics.kiev.ua/
Это к вопросу о кредитах!

Ответить
0
Small 242d071d 0b52 4e8e 9075 0c8a9245b374
Лев Черемухин 08 декабря 2011, в 11:55

следующий пост – чем полезна смерть

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 08 декабря 2011, в 16:32

ну-ну…

Ответить
0
08 декабря 2011, в 11:59

Евгения Мурзина, такое ощущение, что, написав данный пост, Вы хотите, чтобы люди, ответившие Вам, вас поддержали и в очередной раз высказались за правильность Вашего поступка. Не обманывайте сами себя, ипотека очень жесткий и серьезный шаг, который отразится на всей Вашей жизни. Хотя сам результат и благой. В общем – “Каждый решает сам за себя”

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 08 декабря 2011, в 16:31

Колонка – это выражение своего мнения. У меня оно такое. Поддержки не жду. Я прекрасно понимаю, что для кого-то аренда может быть выгоднее ипотеки по ряду причин.

Ответить
0
09 декабря 2011, в 8:26

а при чем тут аренда ? речь то совсем не о ней и потом аренда это далеко не единственная альтернатива ипотеке. Речь о том, что вы подписываетесь на то, чтобы отказывать себе всю свою сознательную жизнь ну или почти всю в более менее значимых удовольствиях. Опять же цель благая – чтобы у ваших детей было собственное жилье – НО не у Вас. И то это еще не факт к сожалению. Ваша подруга с кастрюлями за 10.000 молодец, она живет и наслаждается каждым днем своей жизни и ненужны ей никакие дисциплинирующие кредиты, как Вы их называете. Ей и так прекрасно. А вот вы постоянно видимо живете с мыслью “вот сейчас переживу эти трудности, а потом то и начну радоваться”. А потом вряд ли будет. Это психология.

Ответить
0
12 декабря 2011, в 15:11

А мне понравилось отношение Евгении к ипотеке. Правильно, надо жить здесь и сейчас. Я не понимаю людей,которые едят из кастрюли за 10 тыс.руб. на чужой кухне и при этом мечтают о собственном жилье. Тем более ежегодная инфляция покрывает часть процентов по ипотеке. К тому же в нашей стране самым ликвидным вложением является как раз в недвижимость, а не во вклады в банки под 9% годовых при инфляции в 8%.

Ответить
0
12 декабря 2011, в 16:52

Отличная мысль – что кредиты помогают от бесконечной потребительской гонки. А то, что Женя сама купила себе квартиру, это вообще класс! Поздравляю! :) Думаю, на это способны как раз только люди, точно уверенные в том, что хотят жить именно здесь и сейчас. Потому что, например, меня от такого шага в Тюмени останавливает тот факт, что в Европе даже иностранцы могут взять ипотеку под 4% годовых.

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 13 декабря 2011, в 14:03

Спасибо, Юля))

Ответить
0
E bcc2a06d
Светлана Штраух 26 апреля 2012, в 16:30

Евгения, Вы очень позитивный человек :) На самом деле, ипотека – это большая ответственность. И я рада, что вы ее воспринимаете не как кабалу. Это значит, что у Вас все получится. Что же касается самого предмета спора, то ипотека имеет неоправданно сложную процедуру и условия (сама прошла, точно знаю :)). И вопрос тут надо поднимать не о том брать или не брать на себя эту обязанность, а как это сделать. Ведь начальный взнос надо тоже где-то взять, за кредит надо платить, а большинству населения это все не под силу. И не нам этот вопрос решать, к сожалению :)

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Я люблю свою работу
4
Барселона: «пятерка» по туризму
7
Бизнес без «розовых очков»
5
Исповедь бывшего шопоголика
0
Взгляд изнутри: почему не развивается внутренний туризм?
1
Туризму нужны фишки
0
О хронофагах
0
«Свободная» жизнь несвободного бизнесмена
3
Свободное плавание
4
Карьера vs бизнес
0
Предприниматели: кто есть кто?
7
О сытых львах и голодных белочках
0
Бизнес нуждается в витаминах публичности
3
Может, уже хватит жить в столице деревень?
31
Бизнес vs креатив
0
О наболевшем или клиентоориентированности
14