Banner

Может, уже хватит жить в столице деревень?

Недавно тюменское интернет-сообщество взбудоражили два абзаца. Их написал англичанин, посетивший наш город пару месяцев назад. Пост начинался так: «Boring town» (скучный город). Далее он описывал поход с подругой в тюменский музей, где они ничего не поняли ввиду отсутствия табличек на английском языке, а потом попытку посещения ирландского бара, где не смогли ничего заказать: официанты не знали английского, и меню было только на русском.

В соцсетях развернулась нешуточная дискуссия. Звучали возмущения, почему это мы обязаны подстраиваться под иностранцев, может, еще таксистов и уборщиц обучить английскому, а официантов в суши-барах — японскому. Кто-то даже возмутился, что пост написан на английском (интересно, а на каком языке должен написать пост англичанин?).

Понимаю, что пост англичанина задел наше чувство патриотизма. Но ведь гость прав: что говорить о табличках на английском, если у нас на русском-то указатели улиц только недавно появились; что говорить о меню в кафе, если большинство сайтов компаний, сотрудничающих с зарубежными партнерами, не переведены на английский. Если бы у горемычных путешественников были знакомые в Тюмени, они посоветовали бы им пойти в хорошие четырехзвездочные отели, где в ресторанах и меню на английском, и персонал сносно владеет языком Шекспира. Но ведь количество таких отелей можно пересчитать по пальцам.

Английский во всем мире давно считается международным языком. Он позволяет общаться людям совершенно разных национальностей, что невероятно удобно как в путешествиях, так и в бизнесе. К сожалению, в школе я изучала немецкий, поэтому сейчас хожу к английскому репетитору. В последнее время просто физически ощутила потребность в его изучении: чтобы взять комментарий у зарубежных специалистов, приходится ждать переводчика, невозможно поддержать разговор в компании новых иностранных знакомых, заказать в ресторане нужное блюдо… Думаю, в следующей заграничной поездке уже не буду чувствовать себя столь ущербной.

Кроме того, английский практически незаменим для бизнесменов, которые хотят расти и развиваться. Знаю, что один из руководителей крупнейшего банка региона также в свое время упустил английский и теперь усиленно заполняет этот пробел, зубря неправильные глаголы в утомительных перелетах. Так что сегодня знание английского так же естественно, как знание Power Point.

Но ведь дело не только в английском, дело в принципе в условиях, созданных для развития внутреннего и въездного туризма. Мы много говорим о нем, но по факту мало что делается. Нет, конечно, прогресс есть. Открываются новые турбазы, экофермы и облагороженные природные источники, но цены там настолько высоки, что большинству жителей не по карману, новые экскурсии появляются, но за театрализацию придется заплатить не меньше, чем за поход в хороший ресторан, а ночевка на лосиной ферме стоит как номер в заграничном отеле.

Может, причиной завышенных цен является менталитет? Сибиряки как были триста лет назад купцами, жаждущими побыстрее заработать, приложив минимум усилий, так ими и остались? Думаю, также роль здесь играет незаполненность рынка и вследствие этого низкий уровень конкуренции плюс желание нивелировать сезонный фактор. Когда у нас будет не 30 турбаз, а 300, может, тогда их владельцы начнут заботиться, например, о вечернем досуге отдыхающих. В наших санаториях и на турбазах настолько скучно, что единственное желание – оттуда сбежать, да побыстрее.

Почему же новые туробъекты появляются с трудом? Ведь они не так уж нерентабельны, как принято считать. Полагаю, что, во-первых, они требуют первоначальных крупных вложений, на которые не все инвесторы отважатся, тем более в условиях тенденции ухода капитала из страны. Во-вторых, здесь нужно некое неравнодушие к тому, что происходит вокруг тебя, ведь гораздо проще вложить деньги в помещение и получать с него арендную плату, чем строить что-то, значительно меняющее облик региона.

Отдельным вопросом в развитии туризма является сервис, который нередко оставляет желать лучшего. В Тобольске, кстати, ситуация с обслуживанием обстоит еще хуже. Завтракали мы как-то в новой гостинице, по-моему, претендующей на четыре звезды. Тостов при работающем тостере не было, потому что шнур от него не дотягивался до розетки, невозможно было налить себе молока, потому что не было тарелок соответствующей глубины, к блинам не удосужились подать хотя бы джем, а у сотрудников были такие лица, как будто они только что с похорон. Могу предположить, что со знанием английского у них тоже напряженка.

Один мой знакомый сдает квартиру в центре города иностранцам, так жена зарубежного специалиста просто не выходит из дома, видимо, опасаясь всех ужасов, которые ей наговорили о России.

С одной стороны, можно сказать – да на кой нам эти иностранцы. Но дело даже не в том, что они своим знакомым расскажут о негативных впечатлениях, и те к нам ни за что не поедут. Лично мне «за державу обидно». Посмотрите, как в последнее время хорошеет Тюмень – она становится похожа на старинный купеческий город, по которому приятно прогуляться и тем более жить в нем, все больше появляется открытых витрин магазинов и кафе, новых отелей с дизайнерскими ресторанами и современными конференц-залами, становится больше дружелюбных официантов и продавцов.

Так, может, уже хватит жить в столице деревень? Не пора ли начать шевелиться и изучить английский, не пора ли привыкнуть к философии, по которой живет весь мир: «клиент всегда прав», и, наконец, не пора ли сменить саму идеологию бизнеса со «срубания бабок» на принесение пользы клиенту?

Комментарии

0
23 января 2012, в 13:24

Женя,отличная колонка. Особенно в сравнении с недавним опусом другого колумниста про Турбазу-Россию. Четкая позиция, иллюстрации, доводы – молодец!

Ответить
0
23 января 2012, в 15:18

С чего это сибирские купцы вдруг стали такими ненадежными? И давно ли?)

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 23 января 2012, в 15:57

не ненадежными… я имела в виду ленивыми…

Ответить
0
Picture?type=square
Vadim Sharapov 25 января 2012, в 23:44

Это, простите, тоже с потолка взято. Сибирское-то купечество ленивым было? Тобольское, тюменское, омское, томское? Достаточно оценить количество ярмарок, проходивших, нвапример, во второй половине 19 века на наших землях, чтобы понять всю неверность этого высказывания.

Ответить
0
23 января 2012, в 16:17

Патриотизм эт хорошо, конечно. Но давайте помнить, что человек высказал свое мнение)) Таблички на инглише, а так же меню – это личное дело директора. Хочешь привлечь клиентов – нанимай персонал или хотя бы меню на английском пиши. Есть чувство " моя страна, на своем языке и пишу" – тоже гуд. Кто за рубежом пишет на русском? только ориентированный бизнес как то в Турции/Египте и других “лежбищах”. Но существуют определенные правила бизнеса в цивилизованных странах – аудиогиды в музеях, путеводители на нужном языке и т.д. Всегда можно найти вариант и не остаться голодным :-)Ну а “скучающий” англичанин может скучать и дальше – не там искал – много ресторанов в городе имеют меню на английском. Кроме того,в отелях есть англоговорящие на reception всегда – можно спросить что посмотреть, взять путеводители/карты на англ языке. Зажрались, западные буржуа :-)

Ответить
0
23 января 2012, в 17:06

изучать английский для саморазвития. чтобы не чувствовать себя “ущербной” заграницей – согласна. Но официанты, владеющие английским в среднестатистическом кафе в Тюмени – это перебор. К тому же, они и по русски не всегда правильно изъясняются. Да и так ли это необходимо столице деревень – городу, где основная статья доходов – вовсе не турбизнес)))

Ответить
0
23 января 2012, в 17:54

что такое “перебор”?это искусственно выстроенные для самих себя ограничения.пусть не идеальное – итак сойдет.

А если б от официантов требовали умение грамотно по-русски изъясняться и вести себя пристойно, глядишь, и с англичанами нашли бы общий язык.

Иностранец писал это не чтоб нас обидеть – нафига ему это сдалось, он приехал и уехал. Просто дает картинку, как “тайный покупатель”, нам остается только догадываться, сколько таких обломанных гостей города уехали в недоумении из Тюмени. Бармены у нас во многих заведениях такие угрюмые, что и по-русски-то к ним не подступишься.

Ответить
0
Small 242d071d 0b52 4e8e 9075 0c8a9245b374
Лев Черемухин 23 января 2012, в 18:29

у нас не туристический город. если бы он был туристическим, был бы финансовый стимул – выучили бы английский. а пока в наших кафе вы можете услышать грузинский, армянский, китайский, казахский. потому что такие посетители приходят, и придут еще, если с ними говорить на их родном языке.
если к нам попрут французы, в кафе начнут говорить и на французском.
спрос определяет предложение, а не наоборот.

Ответить
0
24 января 2012, в 12:16

Гм…чёта я не помню в Европе меню, табличек и т.п. на русском и местные по этому поводу не переживают наверняка, как некоторые наши земляки…

Ответить
0
Small 242d071d 0b52 4e8e 9075 0c8a9245b374
Лев Черемухин 24 января 2012, в 12:52

задублирую ответ – там где много русских, есть таблички на русском, потому что это выгодно…
взять брайтон бич, или турцию…

у меня вызывает недоумение сама постановка вопроса – “почему там, где бывает полтора иностранца в год, нет табличек на английском?”

Ответить
0
25 января 2012, в 12:12

Ндак я ж про Европу говорю…

Ответить
0
24 января 2012, в 13:20

Евгения Мурзина, может хватит приклоняться перед Западом ? Подстраиваться под них ? А ? Нет?
Я терпеть не могу английский, но свободно владею немецким и обожаю его! Что Вашего англичанина спасли бы таблички на немецком ?

Ответить
0
24 января 2012, в 16:37

Речь не о преклонении, а о дублировании на английском языке – который является МЕЖДУНАРОДНЫМ, в отличии от немецкого. А вообще я согласен, что спрос рождает предложение.

Ответить
0
Small 9c163fd3 9d86 4bd0 9659 2d04163ee486
Иван Литкевич 24 января 2012, в 18:16

Позволю себе заметить просто в качестве реплики, что Евгения Мурзина, как и Вы, свободно владеет немецким. И никакого пиетета по отношению к какой-либо стране с ее стороны я не заметил. К слову, Германия – тоже Запад. Просто английский – язык международного общения. Вас же не коробит, что слова “Backspase” и “Enter” на клавиатуре написаны по-английски.

Ответить
0
Picture?type=square
Анна Морозова 25 января 2012, в 9:24

а мне кажется, что вот это возмущение основывается на псевдо-патриотизме. Патриотизм – это когда ты действительно любишь, ценишь и что-то делаешь для своего города. А любовь – она в мелочах ведь, вот в том же наличии меню на английском языке. Перевести меню, продублировать надписи в музеях на английском, овладеть словарным запасом в 100-150 слов (этого вполне достаточно для общения с туристами) – это не фантастически сложно, не требует больших затрат и времени. А повозмущаться в формате "сам дурак и езжай в свою Англию обратно – это не патриотизм, а совсем наооборот.

Ответить
0
25 января 2012, в 10:47

Анна Морозова, ОЙ какие мы патриоты! Даже приятно, что в Тюмени живут такие люди. Только я не о патриотизме как таковом вела речь.

Ответить
0
25 января 2012, в 12:19

мне ещё вот это нравится: “не пора ли сменить саму идеологию бизнеса …….. на принесение пользы клиенту?” Вееещь! Вместо “столицы деревень” – “ГОРОД ФИЛАНТРОПОВ”!! Ласкает! Гы…

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 25 января 2012, в 12:56

Идеология “Польза клиенту” в данном случае через какое-то время положительно отразится на самом бизнесе. Так что корыстный мотив здесь все-таки есть)

Ответить
0
Small 1e1f9276 51c6 4dd3 b302 c5dcac2b0875
Юрий Шестак 25 января 2012, в 13:15

Думаю, что замечание английского гостя по поводу ирландского бара вплоне уместно. Перевести меню на английский язык не так уж и сложно. При желании в Тюмени можно найти и переводчика, знающего китайский язык. Если уж вы так назвались, а вполне возможно, еще и вывеска у ирландского бара на английском языке.
В то же время англичанин не прав, что сделал вывод о Тюмени, побывав всего в двух местах города. А для похода по музеям пусть в следующий раз берет с собой переводчика. По поводу табличек можно договориться и до того, чтобы все названия улиц в Тюмени были еще на английском языке.

Ответить
0
25 января 2012, в 13:22

)) шож он бедненький бизнесмен это “какое-то время” кушать то будет и баба евонная, и детёныши человеческие???))А уж о банках, выдавших кредит, мне и подумать страшно…) Я думаю, что конкуренция и культура воспитания со временем лишат Вас, дорогая Евгения, и любезных иноземцев этих “жутких” неудобств нашего города.

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 25 января 2012, в 14:41

Вы меня вероятно недопоняли. Я предлагаю начать менять ментальное отношение к клиенту: не “Клиент – козел, мешает тут работать”, на “Клиент всегда прав”. Если работать с такими мыслями, это не значит работать себе в убыток!

Ответить
0
Picture?type=square
Vadim Sharapov 25 января 2012, в 23:51

Клиент всегда прав, конечно. Но ежели этот самый всегда правый клиент начнет в моем заведении бить обслугу, плевать на пол и других клиентов оскорблять – то получит клиент леща и вылетит вон кубарем. Это, кстати, менталитет сибирского купечества, если уж на то пошло. )) Утрирую, разумеется, но тем не менее… Клиент всегда прав, пока и мои правила уважает.

Ответить
0
Picture?type=square
Tatiana Stolbetsova 27 января 2012, в 11:21

Очень в тему (клиент всегда прав) моя история со Сбербанком – над каждым окном висит монитор, на котором бегущая строка – “клиент всегда прав”. После обслуживания в данном отделении у меня было огромное желание развернуть все мониторы с бегущей строкой в сторону операторов – видно их забыли предупредить, что клиент всегда прав… Причем я не “била обслугу, плевала на пол и т.д.”, просто попросила все же обслужить меня за 7 минут до закрытия офиса, т.к. просидела в очереди уже полчаса))))

Ответить
0
Small 9c163fd3 9d86 4bd0 9659 2d04163ee486
Иван Литкевич 25 января 2012, в 23:53

zz, слова не мальчика, но мужа.

Ответить
0
Picture?type=square
Vadim Sharapov 26 января 2012, в 12:32

Высокомерие свое попридержите в узде, Иван. Пожалуйста.

Ответить
0
Small 9c163fd3 9d86 4bd0 9659 2d04163ee486
Иван Литкевич 26 января 2012, в 13:52

Хорошо, Вадим, я больше не буду.

Извините. Просто я распереживался. Тема больная. Дружелюбия не хватает нашим городам.

Ответить
0
25 января 2012, в 23:32

Евгения, Вы правы – хватит кормить Кавказ!

Ответить
0
Picture?type=square
Vadim Sharapov 25 января 2012, в 23:48

“Подстраиваться” под иностранцев, доходя до низкопоклонства – не надо, конечно. Однако же во многом автор статьи права: хочешь быть – так соответствуй. Вопрос о развитии туризма и т.п. – тема большой статьи, а тут вопрос в другом. Можно построить еще 50, 100 турбаз, да только, как говорил профессор Преображенский: “Разруха – в головах”. Вот с голов начинать и надо. Потом уже можно и уличные таблички перевесить.

Ответить
0
Picture?type=square
Natalia Stepukova 28 января 2012, в 12:18

подписываюсь под каждым словом.. тюменцы действительно очень инертны (говорю это как коренная тюменка:-) Это менталитет. Дескать, мне и так неплохо живется здесь и сейчас! А после нас хоть потоп. И вообще, не нравится – уезжайте отсюда. Это сродни желанию заработать быстро, на хопок, не вкладываясь в завтрашний сервис, технологии. Последние 4 года живу не в Тюмени, но возвращаясь – плачу от местного сервиса, вернее, его отсутствия, от хамства и похоронных лиц у персонала… Грустно.

Ответить
0
Picture?type=square
Виктория Невянка 09 февраля 2012, в 18:56

Женя:), я сейчас тебя прокомментирую:). Во многом твои замечания верны, но вот с этими словами я не могу согласиться: “Сибиряки как были триста лет назад купцами, жаждущими побыстрее заработать, приложив минимум усилий, так ими и остались?” Мой прапрапра – …дед пришел в сибирь с отрядом Ермака (если верить семейному преданию) – и как видишь мы до сих пор здесь живем:)). За несколько веков много воды утекло, но точно знаю,что весь 19 прадеды занимались торговлей. Поверь, не было у них отношения к прибыли как хапнуть и бежать). И у их партнеров такого тоже не было). Я не думаю, что мое утверждение голословно, потому что, если учитывать возраст, то я должна была бы приходиться собственной бабушке минимум правнучкой, а то и праправнучкой, но мы перешагнули два поколения и сейчас я этому даже рада: она словно была носительницей духа не этого века, и прекрасно помнила как говорили или поступали ее родители или деды. Разумеется, ситуации и люди, что тогда, что сейчас бывают разные. Что касается сегодняшнего дня, если говорить, например, о сервисе, то сервиса в Тюмени нет, и не только сервиса. Последний случай: покупаем бытовую технику, за вполне приличные наличные))в специализированном гипермаркете, задаю консультанту стандартный вопрос. В ответ улыбка Моны Лизы, долгая пауза… и встречный вопрос: Почему вы об этом спрашиваете у меня? Не я же ее сделала. – А можно посмотреть паспорт? – Ну это коробку надо открывать. – А коробку можете открыть? – Она на складе. – Это займет много времени? как нам быть? – Не знаю, сейчас позову кого-нибудь. Минут через 10 возвращаются уже вдвоем откуда-то из лабиринта выставочных полок. Новоприбывшая просит меня повторить вопрос. Ответ: Это вопрос к производителю. – А паспорт можно посмотреть? Диалог повторяется едва ли не дословно и фраза “не я же ее сделала” начинает приобретать нечто сакральное. Наконец они уходят вдвоем за коробкой, я готовлюсь к долгому ожиданию, но они буквально тут же ее приносят, хотя решение повышенной сложности “принести коробку с паспортом” заняло минут 20. Я погружаюсь в изучение паспорта, а они стоят рядом, мило болтая о своем, о девичьем.

Ответить
0
Picture?type=square
Виктория Невянка 09 февраля 2012, в 19:02

вообщем, “приложить минимум усилий” в моем понимании – это хапнуть и убежать)))) А сибирские купцы работали, некоторые с малолетства и до гробовой доски и именно на этой земле:)

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Я люблю свою работу
4
Барселона: «пятерка» по туризму
7
Бизнес без «розовых очков»
5
Исповедь бывшего шопоголика
0
Взгляд изнутри: почему не развивается внутренний туризм?
1
Туризму нужны фишки
0
О хронофагах
0
«Свободная» жизнь несвободного бизнесмена
3
Свободное плавание
4
Карьера vs бизнес
0
Предприниматели: кто есть кто?
7
О сытых львах и голодных белочках
0
Бизнес нуждается в витаминах публичности
3
Есть ли жизнь после ипотеки?
17
Бизнес vs креатив
0
О наболевшем или клиентоориентированности
14