Banner

Мигранты из 1970-х

По данным переписи 2002 года в Тюменской области насчитывается 150 субэтносов. На первом месте – русские, на втором – татары, затем украинцы, немцы и казахи. Для нас, тюменцев, национальный вопрос, о котором написал Владимир Путин, и актуален, и нет.

Большой поток мигрантов мы пережили в 1970-х годах прошлого века. Это эпоха Большой нефти. Тогда разведывать и добывать черное золото в Западную Сибирь ехали со всего Советского Союза. В том числе это были и выпускники Азербайджанского института нефти и химии. Один знакомый грузин рассказывал мне, как он с другом приехал по распределению после окончания вуза в Мегион: «До Тюмени ехали на поезде, потом до Тобольска на пароходе, потом вертолетом. Он высадил нас в тайге на песчаной площадке. Мы пошли к вагончикам-времянкам. Приехали-то осенью без теплой одежды. В Баку было +20. Мы в лакированных туфлях. Из вертолета шагнули в няшу. А впереди была зима. Нас одевали все – с миру по нитке». Сейчас этот человек живет в Нижневартовске. Когда ушел из «нефтянки», даже мысли не было ехать назад в Грузию: «Здесь мой дом, здесь моя семья».

Заглянем в нефтяную историю: Фарман Салманов родился в Азербайджанской ССР. Его жена Тамара Васильевна – русская. Виктор Иванович Муравленко родился в Краснодарском крае. Юрий Георгиевич Эрвье родился в Тбилиси в семье выходцев из Франции. Вагит Алекперов – родом из Баку, пятый ребенок в интернациональной семье. Александр Васильевич Филипенко – первый губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – приехал на север из Казахстанской ССР. А украинец Леонид Рокецкий – экс-губернатор Тюменской области – попал в Сургут в составе студенческого отряда.

Неужели за какие-то 40 лет наше отношение к грузинам, армянам, азербайджанцам изменилось? Что такое 40 лет для истории? Секунды. Оказывается, нет. Исследователи в области межэтнических отношений говорят о том, что мы – сибиряки – по-прежнему готовы жить бок о бок с людьми любой национальности. Однако оговариваются: при условии, что нашу русскую культуру будут уважать. Раньше такого требования не было, потому что, как правильно заметил Путин, в Советском Союзе национальные культуры были переплетены друг с другом, а сейчас они порознь. И, возможно, норма экзамена по русской культуре, как вынужденная мера, снимет тревожность русских.

В современную Тюменскую область едут уже не добывать нефть, а работать. Здесь самые высокие зарплаты в России. И уже феномен – русские отказываются трудиться разнорабочими на стройплощадках, дворниками, техничками. И их место занимают мигранты. Они не стыдятся любой работы. Так что отчасти мы сами создаем условия для миграции.

Мой друг – большой специалист в области межэтнических отношений – рассказывает, что, например, у себя на родине выходцы с Кавказа никогда не позволят себе панибратского отношения к незнакомому человеку – так в их культуре не принято, а здесь в России себя так ведут. Потому что это ответная реакция – какой-то мелкий чиновник на таможне или в миграционной службе позволяет себе хамить – с этого и начинается.

Тем не менее, иногда в Тюмени происходят попытки поднять национальный вопрос. Исподтишка. То напишут на заборе, то присоединятся к коммунистам на митинге. Все это молодые люди, в чей неокрепший и неопределившийся мозг попал вирус национализма. Наверное, кому-то выгодно, чтобы у молодежи были такие лозунги. И тут ребятам стоит покопаться в своих корнях – не ровен час окажется, что их семья как раз из «мигрантов 1970-х» или татарские корни вплелись в генеалогическое дерево. У меня вот папина линия с Вятки, а мамина – из Чувашии. А в разрезе глаз есть что-то восточное.

Комментарии

0
Picture?type=square
Irina Permyakova 27 января 2012, в 12:56

На мой взгляд, экзамен по русской культуре не снимет напряжения.

Люди, которые испытывают напряжение в связи с представителями “других” любого рода – ксенофобы – как правило, сами довольно слабо разбираются в русской культуре.

Так что им плевать будет, какой экзамен сдал человек, достаточно, что он антропологически выглядит иначе.

И не создаем мы никаких условий для миграции, отказываясь работать дворниками, это вы как-то сильно упрощаете, Лариса, сваливая на головы отдельных граждан, не желающих работать на стройках. Все-таки это закономерный экономический процесс, а не воля отдельных там работяг или работодателей…

Ответить
0
Vnt2xzve normal
Олег Карнаухов 27 января 2012, в 14:39

А ведь, в те годы, была и сезонная миграция шабашников в наши села… Из той-же Чечено-Ингушской АССР и Армении. Уж не знаю, то-ли местные мужики и тогда зажравшимися были, либо происходило становление теневой экономики, но строили те мигранты все – от школ до телятников! И, скорей всего второе, так-как бытовая обстановка соответствовала – нынешним реалиям. Из-чего, можно сделать вывод… Если, людей перемещают (тогда и сейчас) по белым схемам, то они и живут по ним! А, вот если – окунают в серые, иль вообще криминальные, то чего на национальности пенять?

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Про шпионов и не очень
0
Им нужны великие потрясения, нам – великая Россия
1
Разоблачаем мифы про Путина
5
На шаг впереди
3
Любимая, я подарю тебе...
8
Культ личности
1