Banner

Школа жизни

Считается, что годы, проведённые в школе, это счастливые годы. Человек получает знания, обзаводится друзьями, накапливает необходимый жизненный опыт. И даже, если негативных событий тогда тоже хватало, по прошествии лет вспоминается только хорошее. Может и так, однако не стоит думать, что всё плохое благополучно забывается и никак не влияет на уже, ставшего взрослым, гражданина.

Как показывает практика, в основном, родители и учителя понятия не имеют, с какими проблемами приходится сталкиваться ребёнку в стенах школы. А если и имеют, то весьма поверхностное. Недавние события в школе №44 заставили меня порыться в памяти и вспомнить о том, было ли что-нибудь подобное в мои школьные годы. Оказалось, что было.

В школе, которую я закончил, мне довелось проучиться со второго по одиннадцатый класс. Тот второй класс, в который я попал, был по сути третьим, потому что мои новоприобретённые одноклассники успели окончить вместе нулевой и первый. То есть, я оказался в уже сложившимся коллективе, где были свои лидеры, любимчики и изгои. Если кто-то до сих пор думает, что класс по такому принципу делиться не может, поспешу вас разочаровать. Делится. И на гораздо большее количество групп.

Как только я сел на своё место, особо хулиганистые тут же решили проверить, что я сделаю, если целый урок тыкать в меня линейкой. Витя Гогу! Ты перешёл в другую школу почти сразу после того, как я попал в ваш замечательный 2 «б». Сейчас я уже не вспомню по именам и половины всех тех, с кем проучился почти 10 лет, но твоё имя и твою долбанную линейку я буду помнить всегда.

Поскольку я не набросился на обидчика с кулаками и вообще в дальнейшем предпочитал решать любые конфликты мирным путём, меня мгновенно записали то ли в изгои, то ли в отщепенцы.

Надо сказать, что на лидеров, любимчиков и изгоев делился не только класс, но и школа в целом. О существовании этих категорий прекрасно знали учителя. По-другому и быть не могло. Когда 30 с лишним человек по полдня находятся перед твоими глазами 6 дней в неделю, трудно не заметить, какие отношения между ними складываются. Однако рассчитывать на помощь учителя в конфликтных ситуациях не приходилось. Он мог вмешаться только тогда, когда дело доходило до драки.

Возможно это правильное поведение. Какой смысл вмешиваться в отношения детей, даже если видишь, что кому-то из них приходится не сладко. Каждый ребёнок должен получить свой жизненный опыт, сделать выводы и попытаться выстроить такие отношения с одноклассниками, которые бы его устраивали. Нахальные лидеры на уровне класса и школы были не так страшны, как малолетние полубандиты, которые обладали авторитетом уже на уровне микрорайона. Они тоже ходили в школу, отбирали деньги и держали в страхе не только тех, кто помладше, но и тех, кто постарше.

О том, что в школе были такие асоциальные элементы, знали все. И учителя, и родители, и уж тем более учащиеся. Знали и правоохранительные органы, потому что многие хулиганы давно стояли на учёте в детской комнате милиции. Думаете, кто-то сделал хоть что-нибудь, чтобы оградить школьников от общения с малолетними гопниками?

Я вспоминаю свои ощущения того времени и понимаю, что воспринимал регулярный отъём денег, страх быть побитым и не проходящее состояние стресса, как нечто нормальное. Просто как часть своей жизни. У меня были книги, телевизор, футбол с пацанами во дворе и хулиганы. Как будто так и должно было быть.

Именно поэтому я не часто рассказывал родителям о том, что у меня в очередной раз состоялось неприятное общение с бандитами. Да и что они могли с этим сделать? Перевести меня в другую школу? Это не выход. Потому что там существовала точно такая же иерархия и найти в ней своё место новичку было не так уж и просто. Знакомые гопники лучше незнакомых.

Конечно, родители могли регулярно устраивать разборки в школе. Жаловаться учителям, директору, милиции. Или брать дело в свои руки и накостылять обидчикам как следует. Но не факт, что жалобы не возымеют обратный эффект, а рукоприкладство по отношению к пусть и бандитам, но малолетним, дело вообще подсудное.

Отношение школы к такой ситуации мне всегда было непонятно. Такое ощущение, что директор и учителя закрывали глаза на все эти хулиганские мелочи, лишь бы не портить показатели. Мол, у нас всё нормально, а всё, что говорят за пределами школы, всего лишь плод больного воображения.

Сейчас на многих тюменских интернет-площадках очень активно обсуждается ситуация, которая сложилась в 44-й школе. В основном, ищут виноватых. Кто-то обвиняет во всём родителей, кто-то учителей, а кто-то даже детей. Мне кажется, виноваты все, но уж никак не дети. Это же мы с вами взрослые разумные люди. Это мы должны направлять тех, кто только учится жить.

Я сейчас скажу очень банальную вещь, но может надо быть внимательнее к своим детям? Не пускать на самотёк зарождающиеся в классе конфликты, даже если они кажутся пустяковыми. Поддерживать связь с учителем, если надо с директором и другими родителями. Может быть, просто нужно иногда разговаривать со своими детьми, интересоваться их печалями и радостями — ведь это так нормально для близких людей.

Комментарии

0
Camera 50
Елена Шатилович 28 мая 2017, в 17:47

Я понимаю о чем ты говоришь, я твоя одноклассница. Ты вызывал у меня большой интерес, я хотела дружить с тобой. Ты был не такой как все, как-то в стороне. Я чувствовала в тебе интересного необычного человека. Я не проявила инициативу, я тогда считала себя гадким утёнком, хотя со мной охотно общались одноклассники. Кто из девочек тебе нравился, если не секрет? Ещё мне очень нравилась твоя мама, деликатная и необыкновенная. Скажи, что ты делал для того, чтобы детский коллектив полюбил тебя?

Ответить
0
Small 2b6a746f 8a53 4855 8160 ff616d87999f
Наталья Фоминцева 21 марта 2012, в 19:45

К слову об участии взрослых. Вот что пишет психолог Людмила Петрановская:

“Конечно же, не последнее место в ситуации травли занимает позиция взрослого, руководителя детского коллектива. До подросткового возраста дети ориентируются в первую очередь на авторитет взрослого. Если он не приемлет травли, ее не будет. К сожалению, сегодня учителя все чаще считают атмосферу в классе не своим делом. И даже если хотят как-то влиять на ситуацию, не могут сделать это грамотно. В педагогических вузах такому не учат.

Еще страшнее, когда педагог сам провоцирует травлю, например, невзлюбив какого-то ученика, или, что нередко бывает, считая эмоциональное насилие способом удержания детей в подчинении. Порой взрослые задают ситуацию травли невольно. Например, любимый учителями физкультуры способ скоротать урок – эстафета. Всем – весело, учителю – легко. А вот плохо оказывается неспортивным детям. Им достается за то, что они “подвели команду”. Если учитель никак не отслеживает и не работает с ситуацией, а напротив, подогревает соревновательный азарт, то травля неизбежна".

вся статья: http://www.foma.ru/article/index.php?news=5241

Ответить
0
Small 4743ba8c ce45 46ed ab74 60bf4da62bb4
Данила Фатин 22 марта 2012, в 10:11

Очень любопытно. Прочитаю обязательно.

Ответить
0
44ab5039cf24cb850aae185936ae55e1 normal
Vadim Tolcheev 21 марта 2012, в 22:33

Данила, вот ты же сам пишешь, что твои родители вряд ли смогли бы тебе как-то помочь.

Единственная возможная помощь со стороны родителей, на мой взгляд, это воспитать свое чадо так, что бы ребенок мог за себя постоять как физически, так и морально.

Ответить
0
Small 4743ba8c ce45 46ed ab74 60bf4da62bb4
Данила Фатин 22 марта 2012, в 10:15

Сами по себе может и не могли бы, но при поддержке учителей и других родителей запросто.

Ответить
0
44ab5039cf24cb850aae185936ae55e1 normal
Vadim Tolcheev 22 марта 2012, в 10:42

я не совсем понимаю, как это возможно, ведь это основы соц.психологии и соц.структур любого микросоциума, всегда будут альфы, беты и омеги.

Ответить
0
Small 4743ba8c ce45 46ed ab74 60bf4da62bb4
Данила Фатин 22 марта 2012, в 10:46

Будут конечно. От этого никуда не деться. Но всего должно быть в меру. Есть крайности типа Колумбины, а есть вполне обычные школьные истории с нормальными пацанячьими потасовками.

Ответить
0
Picture?type=square
Елена Лосева 23 марта 2012, в 12:32

Что у ж теперь говорить в сослагательном наклонении: “Если бы родители…”, “если бы педагоги…”. Давайте будем реалистами. Что делать в этой ситуации? Вот, например, в Японии, когда резко вырос уровень подростковых суицидов, на общенациональном уровне была запущена программа анализа ситуации, а затем программа с названием примерно “Каждая индивидуальность ценна” (в Японии считается правильным только то, что соответствует общим коллективным правилам. И если ребенок пытался как-то выделиться, его, что называется, “гнобили” и педагоги это поощряли). Чем закончится эта ситуация у нас? Ну накажут, ну поставят на вид… Бла-бла-бла… и все продолжится в том же режиме. О множестве таких ситуаций слышу, каждый решает их по своему. Объединяет их только одно. Школа, полиция, родители и ребята – все они по разные стороны баррикад, каждый что-то скрывает, каждый отстаивает честь СВОЕГО “мундира”.

Ответить
0
Small 4743ba8c ce45 46ed ab74 60bf4da62bb4
Данила Фатин 29 марта 2012, в 22:47

Давайте будем реалистами. Замалчивать уже не получится. Прецедент создан. Теперь, если что-то подобное произойдёт в другой школе, молчать не будут. Я надеюсь на это. Случай в 44-й школе заденет и все остальные. Хотя бы какое-то время учителя и родители будут внимательнее относиться к детям.

Ответить
0
Picture?type=square
Nadia Korn 29 марта 2012, в 16:51

Один незнакомый венгр рассказывал, что у них драка – это нечто из ряда вон выходящее. Если ребенок пытается дать тумака другому в школе (или линейкой тыкает, например), вызывают родителей. Выдают желтую карточку. Если ситуация повторяется, родителям говорят “Еще раз – и исключение”. Хулиганов в школах не держат. И родителям как-то приходится объяснять своим чадушкам, что драться – это ненормально. Вот. Венгр сказал, что так как в школе привыкают к тишине и спокойствию, потом и в жизни себя так же ведут.

Ответить
0
Small 242d071d 0b52 4e8e 9075 0c8a9245b374
Лев Черемухин 29 марта 2012, в 17:15

в россии вызванный родитель может и сам навалять.

Ответить
0
Small 4743ba8c ce45 46ed ab74 60bf4da62bb4
Данила Фатин 29 марта 2012, в 22:49

Неплохо. Нашим школам можно смело брать на вооружение.

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Выстраданное удобство
0
Казна пустеет, милорд!
2
О природе ограничений
0
А ты уже зарегистрировался в Telegram?
0
Нелюбовь
3
На Берлин?!
18
Собирайте деньги правильно
0
Шпаргалка для патриота
2
На маленьком плоту
14
Ну и кто тут инвалид?
2
Не мешай!
6
Еще один способ бросить курить
4
Звезда ютюба
4
Культура рулит
15
Больная тема
7
День города?
5
Размышления дилетанта
4
Машина головного мозга
7
Дайте жалобную книгу
22
Женщины – самое удивительное, что могло произойти с мужчинами
5
Построй свою любовь
0
Тетя Надя-негатив
7
«На зеркало неча пенять…»
7
Скоро все случится
1
Там, где живет детство
5
Happiness is a warm gun?
9
Неполная комплектация
13
И на дуде игрец
3
Я ворчу
7
Мы не готовы
20
«Ты что, нашёл свои права в киндер-сюрпризе?»
15
Пить или не пить. Вот в чём вопрос
16