Banner

Учат дома, учат дома, учат доо-ма…

Маша ещё не успела родиться, а в семье развернулись споры о том, в какой школе ей следует учиться. Мы с мужем раздумываем, не водить ли Машу на время начальных классов туда же, где училась я, через дорогу от дома. Моя мама настойчиво предлагает устроить внучку в гимназию (ежедневно три километра туда, три – обратно).

Мама помнит, как долго я болела ненавистью к своей школе. Как папа ходил разбираться с верзилой, донимавшим меня, а тот встретил его чем-то вроде: «Это что ещё за гном?» Как неуверенно я чувствовала себя среди абитуриентов в университете, хотя сама получила золотую медаль. Это была заурядная школа на окраине города. Нахаловка, Парфёново – разношёрстная публика. Моя медаль была первой за несколько лет, учителя очень хотели, чтоб она мне досталась, даже по физкультуре вышла пятерка…

Спустя 15 лет после выпускного мои суждения стали чуть более взвешенными, и я помню не только разборки с верзилами, но и хороших учителей – сильных «предметников», любивших свои науки и в целом неплохо ладивших с учениками.

Со мной они неплохо ладили, во всяком случае. С некоторыми одноклассниками им приходилось вести ежедневную борьбу – за эффективную работу на уроке, за то, чтобы в конце четверти все ученики были аттестованы, за свой авторитет… Допускаю, что некоторые учителя испытывали к отдельным ученикам мучительную, беспомощную ненависть.

Теперь у меня самой есть диплом, дающий право преподавать в школе. Мы изучали исторические дисциплины, говорили об организации учебного процесса, прошлись по вершкам психологии. Однако никто не учил нас противостоять агрессии, защищать от неё себя, своих учеников, даже тех, кто сам эту агрессию излучает. Легко представляю себе учителя, которого ученики повергают в уныние ещё на уроке, так что ни о какой внеклассной заинтересованности детьми он и слышать не хочет. Выходит, каким бы хорошим не был преподаватель, атмосферу в классе делают дети. А кто «делает» детей?

Я хожу с дочкой гулять в наш двор, в соседний двор, в школьный парк. То и дело мы встречаем потенциальных Машиных одноклассников. На детской площадке гуляют вполне дружелюбные мамы и малыши. Но есть, кажется, довольно много детей, которых мы не видим в парке и в детском городке. Их мы слышим в квартире этажом ниже, встречаем в магазине или в лифте.

Скажем, молодые родители и двое сыновей. Мама ведет за руку двухлетнего малыша и обращается – энергично и яростно – ко второму сыну, лет восьми: «Вот эту заторможенность я буду выбивать. Выбивать!» Рядом молча идёт папа.

Ещё мама с дочкой лет пяти. У мамы – свежая причёска, маникюр, туфли на каблуках, у дочери – сиротская стрижка и синтетическое «китайское» платье с вышивкой, такие были в моем детстве. Мама: «Смотри, какая ляля хорошенькая! – Указывает дочке на Машу. – Лучше бы и ты была такой маленькой…»

Такие эпизоды встречаются на улице нечасто, как правило, всё, что способно поразить воображение окружающих, происходит за закрытыми дверями. Один из примеров мы несколько лет подряд слышали в прежней квартире, соседка внимательно следила за выполнением домашних заданий первоклассника, но только орала при этом ужасно, и, похоже, давала сыну неслабые подзатыльники.

Мне остаётся догадываться, сколько детей, с которыми Маша будет ходить в детский сад, в школу, привыкают к такому родительскому обращению. Грубость, раздражение, пренебрежение, направленные от сильного к слабому, они воспринимают как норму, а со временем учатся отвечать в том же духе. Если ребенок сталкивается с жестокостью с раннего детства, он становится гораздо закалённее иных учителей, не говоря уж об одноклассниках.

…Думаю, нам предстоит купить машину, чтобы возить детей на занятия. И найти лучшую из доступных школ. И знать учителей, одноклассников, их родителей по именам. И ежедневно болтать о школьных делах, в том числе, о том, что крикнул Ванька и с кем дружит Оля. И учить детей не бояться агрессоров – отвечать, когда можно ответить и бежать, когда отвечать бессмысленно. Просить помощи. Помогать. Думаю, нелишним будет постоянно напоминать и доказывать им, что школа – всего лишь эпизод в их жизни, которому не стоит придавать слишком большого значения.

Комментарии

0
Picture?type=square
Елена Лосева 23 марта 2012, в 23:19

Как часто я стала встречаться с таким отношением к детям – хамство, жестокость, унижения. Иногда хочется закрыть уши и не слышать мата взрослых и плача детей. Замечания взрослым подчас провоцируют ещё большую агрессию по отношению к детям. А потом мы удивляемся откуда берутся эти “подонки”.Культура воспитания в России весьма странная. “Я тебя породил, я тебя и убъю”, “Мой ребенок – что хочу, то с ним и делаю”, “Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало” – это всем знакомо. Вот и выходит, когда они маленькие и хорошенькие – все с ними возятся и балуют, а когда начинаются первые проблемы не знают как с ними справляться и первое, что приходит в голову таким горе-родителям "Надо ребенка запугать, чтобы знал, что за проступок “задница гореть будет”. Смотришь на всё это и задумываешься, что ювенальная юстиция все же не самое большое зло для нашей страны

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Permyakova 24 марта 2012, в 10:47

Мне понравился комментарий к колонке Фатина – про японцев, которые диагностировали социальную проблему и не стали наказывать тех, кто травил детей-аутсайдеров, а сделали социальную программу, пропагандирующую ценность индивидуальности.

Думаю, проблема жестокого обращения с детьми дома – общественная болезнь, и попытка лечить ее ЮЮ уж очень походит на описанный вами метод горячей задницы (только еще попутно дает неприятные отголоски в нормальных семьях, если те неудачно попадут под колеса госмашине).

Нужна позитивная программа. Не представляю толком, как, но надо доносить до широкой публики принципы ненасильственнйо педагогики, без муштры и “выбивания заторможенности”. По телику показывать релити шоу про мамаи детей. Я видела однажды американскую передачу про трехлеток, доводивших своих мама до белого каления. Там дело было на грани насилия – мамаши просто с ума сходили, думая, что воспитывают исчадия ада. А потом пришел психолог и объяснил, что у всех детей бывает кризис трёх лет. Рассказал, что дети делают это вовсе не для того, чтобы поиздеваться и насмехаться над родителями, что им нужен этот период становления самостоятельности и подавлять его не стоит. Рассказал несколько приёмов, позволяющих избегать истерик со стороны ребенка и насилия со стороны матери. И мамаше стало легче жить. В первую очередь, потому что она перестала бояться.

Психоогическая поддержка нужна и учителям, они ведь ни фига не знают об особенностях подростков, тем более – подростков из непростых семей. Учителя этому учатся на своём опыте и каждый сам для себя решает, как себя вести.

В школе должны быть педагоги-психологи, которые могли бы отслеживать всякие проблемы, с детьми работать, с родителями, с учителями.

Но даже для того, чтобы воспитать армию школьных психологов, требуется огромная научная и педагогическая работа. Чтобы она существовала, нужен общественный заказ, бюджетная поддержка. Есть у нас это сейчас? Я не особо в теме, признаюсь. В моё время в школе была психолог, переученная из инженера. Я задала ей вопрос в 11 классе. И по ответу сделала вывод, что она посещала тот же кружок по психологии, что и я – во дворце пионеров.

Ответить
0
Small 54474634 20bd 485b ae4f 43f0f34a943a
Агриппина Паламарчук 24 марта 2012, в 20:57

Ира, отличная колонка! У нас тут тоже стоит вопрос школы – перед племянником и племянницей Стива. Они оба ходят в маленькую католическую школу. Таких школ здесь много, они дают стандартные школьные знания, плюс прививают базовые моральные принципы – уважение к старшим, помощь ближнему, толерантность, ну и, конечно, вера в Бога. Учеба там платная в противовес бесплатной в public school, но многие родители готовы за это платить – классы намного меньше, учителя внимательнее. Так вот школу, куда ходят наши Райен и Белла, закрывают. Теперь перед родителями встает вопрос, куда детей переводить. В округе есть пара простых школ и ещеодна католическая – намного больше по размеру, чем прежняя. Вроде бы выбор очевиден, тем более что в этой новой школе еще и уделяют большое внимание спорту. В Америке, где спортивная стипендия может значительно упростить родителям выплату стоимости обучения в колледже, это очень важно. Но мама Райена сомневается, отправлять ли его туда – мальчик уже был в этой школе, когда ему было четыре (там предусмотрен и детский сад). Ему тогда, бедняге, пришлось пережить пару эпизодов со старшими школьниками и один с учителями – малышу нужна была помощь в туалете, никто из сотрудников школы не захотел помочь, и они позвонили родителям. Пока родители отпрашивались и ехали с работы, четырехлетний мальчик три часа сидел один в туалете. Даже супер толерантные и полные любви к детям и уважения к маленьким человечкам католические школы не гарант того, что ребенок не столкнется с агрессией сверстников и идиотизмом отдельных взрослых.

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Permyakova 26 марта 2012, в 14:07

Спасибо, Груня!

Интересный экскурс заморские нравы… Да уж, мне приходит в голову, что родители во взаимодействии с социальными и государственными структурами должны надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.

Важно требовать от учителей и директоров наилучшего исполнения их обязательств, но всегда надо принимать как данность, что кругом люди. Некоторым хоть кол на голове теши, они выше себя не прыгнут. И тогда надо уметь самому и научить ребенка обходить неадекватных людей с минимальными потерями – моральными и физическими. Грубо говоря, учить ребенка самостоятельно вытирать зад, прежде чем отправлять в школу. Типа, давать ему максимум шансов для выживания. Это я для себя такие зарубки на память делаю…

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Зимняя депрессия устарела
0
Мечтаю о школе
3
Как стать №1 в России
0
Записки на пелёнках
0
Чумачечая студвесна
4
Вернуть Новый год
0
Как бороться с ленью?
10
На мозги не жалуетесь?
45
Как стать прекрасной старухой
5
Апология опозданий
17
Помиритесь с родителями!
9
Куда поехать летом? – Никуда!
8
Золотая лихорадка вокруг авторских прав
7
Первая заповедь родителя
2
Отцы и дети в Интернете
0
Бескровное родство
27
Тюмень 2023 года
10
Про матерей и извергов
4
С чего начать воспитание ребёнка
0
Библиотечная маниловщина
2
Как я жевала герань в кукольном театре
4
Мы, Сократ и детский сад
7
О детских книжках, и вообще
0
Спасатели, отбой!
1
Эссе о подарках
0
Перевозя пенатов
1
Второй шанс
4
Не кидайте в меня камни!
4
Самое полезное изобретение
4
Что лучшее детям?
3
Урбанистика для начинающих
13
Как Маша отвергла консьюмеризм
6