Banner

О сытых львах и голодных белочках

Недавно я побывала в деревне Кулаково под Тюменью, где родился известный тюменский предприниматель и меценат начала 20 века Николай Чукмалдин. Он построил в Кулаково школу, разбил парк. Экскурсовод рассказала, что он платил каждому жителю по 1 рублю 20 копеек за посадку одного дерева, а тогда это были немалые деньги. Сейчас в деревне всячески стараются сохранить этот небольшой парк.

Чукмалдин умер за границей, куда уехал лечиться от рака. По словам экскурсовода, когда тело купца привезли по железной дороге в Тюмень, в родную деревню доставить его было проблематично – все дороги развезло от невероятной грязи. И тогда сельские мужики несли его тело на руках много километров. Почтить память щедрого мецената пришли сотни людей. Среди тюменцев, кстати, поднимался вопрос об учреждении в регионе награды имени Чукмалдина как знака признания бизнес-сообществом заслуг в сфере благотворительности, однако пока он не решен.

Думаю, многим нашим предпринимателям не мешало бы взять на вооружение традиции меценатства купцов и промышленников царской России. Почему я считаю, что предприниматели должны помогать? Наверное, это вопрос в целом социальной ответственности бизнеса, ответственности за то, что происходит вокруг. Как однажды сказал кто-то из тюменских бизнесменов, невозможно быть богатым и счастливым в стране бедных и несчастливых. Скорее всего, купцы и промышленники прошлого века это прекрасно понимали. Тогда действительно была развита культура меценатства и благотворительности, у нас же она только зарождается.

Мы только сейчас начинаем отходить от идеологии потребления, «вещизма» и понимать, что в жизни это далеко не главное. Как-то видела в программе Андрея Малахова сюжет об обеспеченной семье, взявшей ребенка без ног на воспитание к себе. Мальчику наняли всевозможных тренеров, детей (у них уже есть дочь) регулярно возят в бассейн. Видно, что ребенок очень счастлив. Замечательно, что есть люди, которые используют имеющиеся возможности во благо, а не на очередные дорогущие сумки из кожи питона, кольцо с бриллиантом или третий «Лексус».

Конечно, предприниматели скажут, что у них мало денег и много проблем, что их и так задавили налогами, бесконечными проверками, административным прессингом. Необязательно же помогать только деньгами, можно найти другие способы. Например, уже несколько лет подряд тюменские бизнесмены участвуют в благотворительном спектакле, собранные средства от которого идут на организацию новогодней елки для детей из детдомов. Слышала об организации тюменским владельцем сети кинотеатров киносеансов с обедами для детей из малообеспеченных семей и так далее.

Конечно, помощь должна быть добровольной. Знаю о случаях, когда в организациях, как правило, государственных, перечисляли дневную зарплату сотрудников в пользу детского дома в «добровольно-принудительном» порядке. Надо сказать, не все этим довольны. И, конечно же, это не должно превращаться в некий шантаж: «Получаешь господдержку? Будь добр, перечисли деньги, прояви свою социальную ответственность».

Кстати, один мой коллега уверен, что для любого предпринимателя — отдавать деньги на благотворительность — это как льву поделиться куском мяса. Здесь я не соглашусь: если лев сытый, ему мяса не жалко.

В идеале это должно идти от всего сердца, пусть мотивация будет самая разная. У одного моего знакомого есть даже такая строчка в личных расходах: «на благотворительность – 50 тыс. рублей в год». На вопрос, почему он это делает, он отвечает, что твердо уверен, что свою карму нужно чистить. Кто знает, может он действительно в следующей жизни родится правнуком Дональда Трампа. Что касается лично меня, я тоже помогаю, но весьма нерегулярно. Наверное, это должно войти в какую-то привычку или систему, как у моего знакомого.

Кстати, о Трампе, который тратит миллионы долларов на благотворительность. У него мотивация другая: он считает, что нужно возвращать долг обществу. В своей книге «Мысли по-крупному и не тормози» Трамп пишет: «Когда достигаешь вершины – делись! Если вы и впрямь достигли вершины, настало время вернуть долг обществу. Жертвуйте на благотворительность, делитесь знаниями и опытом с другими людьми, помогайте культуре…»

К сожалению, есть организации, использующие благотворительность исключительно в личных целях. Так, от одной знакомой из пресс-службы крупной организации я как-то услышала: «Нет, мы благотворительностью не занимаемся. Хотя надо бы что-нибудь придумать». Думаю, она в этот момент думала не об обделенных детях или беззащитных животных, а исключительно о пиаре своей компании.

Есть и другая крайность: кто-то совсем молчит о своей безвозмездной деятельности. Думаю, об этом все-таки нужно говорить. Уверена, что чем больше об этом говорится вслух и чем больше подается положительных примеров, тем больше другие будут задумываться о необходимости поддержки и будет больше желающих помочь.

Здорово, что в Тюмени есть такие организации, как Благотворительный фонд города Тюмени и сообщество «Потеряшки». Я искренне восхищаюсь людьми, работающими там, многие – исключительно на энтузиазме. Могу добавить, что таким организациям нужно почаще устраивать всякие публичные акции, чтобы люди лишний раз вспоминали о возможности помочь. Иногда за ворохом ежедневных проблем забываешь о том, что кому-то повезло в жизни меньше, чем тебе. Еще очень важна доступность способов поддержки, в этом плане мне нравятся копилки в Макдоналдсе.

Конечно, есть недобросовестные сообщества и организации, умудряющиеся наживаться даже на благотворительности. Знаю организацию, где принесенные для малообеспеченных людей вещи первым образом откладываются для себя и своих родственников (по крайней мере, раньше так было). Узнав об этом, я потеряла к этой организации всякое доверие. Нужно внимательно смотреть, кому ты доверяешь эти средства, и действительно ли они пойдут на нужные цели.

Думаю, помогать надо тому, кому, по-вашему, действительно нужна помощь, на кого не жалко денег. Это могут быть дети из детских домов, или нуждающиеся в лечении дети, или братья наши меньшие и т. д. Да хоть белочки! Помните, в сериале «Друзья» гангстер пускал слезу при упоминании белочек и был готов пожертвовать огромные суммы на их содержание. Надеюсь, со временем понимание о необходимости помощи нуждающимся придет ко всем нам и войдет в привычку. И каждый найдет своих «белочек»…

Комментарии

Колонки этого автора

Я люблю свою работу
4
Барселона: «пятерка» по туризму
7
Бизнес без «розовых очков»
5
Исповедь бывшего шопоголика
0
Взгляд изнутри: почему не развивается внутренний туризм?
1
Туризму нужны фишки
0
О хронофагах
0
«Свободная» жизнь несвободного бизнесмена
3
Свободное плавание
4
Карьера vs бизнес
0
Предприниматели: кто есть кто?
7
Бизнес нуждается в витаминах публичности
3
Может, уже хватит жить в столице деревень?
31
Есть ли жизнь после ипотеки?
17
Бизнес vs креатив
0
О наболевшем или клиентоориентированности
14