Banner

Музей как повод

Музейная ночь чем-то напоминает 8 марта: получаешь один день в году то, на что по идее вправе рассчитывать ежедневно. В случае с музеями этот редкий бонус – открытость для зрителей. Странно, особенно в контексте Тюмени: можно подумать, в остальные дни и месяцы музеи закрыты на клюшку. Между тем Музейная ночь – действительно событие. Только, кажется, музеи имеют к нему весьма опосредованное отношение.

Что представляла собой эта Музейная ночь? Примерно то же, что и предыдущая. Заданная схема: на Цветном бульваре театр «Мимикрия» показывает что-то на ходулях, имея целью в нужный момент увести за собой публику с бульвара к музею ИЗО, где состоится традиционное открытие. Интеллигентные нарядные люди на улицах, лотки с едой и сувенирами… Вот на пути из Дома Машарова к Городской думе встречаем знакомого. Спрашиваем: «Что там происходит?» Получаем ответ: «Поют и пляшут».

В отличие от столиц, в нашей Музейной ночи не принимают участие библиотеке и театры, за исключением бессменной «Мимикрии». Все проходит без особого арта, мило и по-семейному: на открытии танцует детская самодеятельность, во двориках уютных музеев-усадеб – нехитрые программы. Например, странный дуэт на веранде Дома Машарова: две молодые дамы в париках поют под фонограмму импортный джаз, на их правые руки надеты искусственные мужчины, которые якобы «подпевают». В помещениях музеев жарко, но народ мужественно стоит в очередях, чтобы посмотреть постоянные экспозиции. Их, конечно, можно посетить и в другой день, более прохладный и менее многолюдный, но, видимо, тут срабатывает механизм, который описан у Гришковца в «Одновременно» – когда не можешь оторваться, глядя по телевизору фильм, который у тебя есть на диске, потому что «как бы вместе смотрим».

Получается, что самое интересное в мероприятии под названием «Музейная ночь» – тусовка. Точнее, возможность прогуляться по городу в этакой «своей» атмосфере. Что-то вроде Дня города для интеллигенции, которой необходимо находиться в определенной среде, испытывать чувство общности. Имеет ли к этому отношение музейный комплекс имени Словцова? Опосредованное – да.

Проблему зрителя, а точнее, его отсутствие обозначали уже не раз. Хотя новый современный язык взаимодействия с публикой давно разработан, два его главных компонента – актуальность и интерактивность. А с этим в нашем музейном комплексе бывает ой как сложно. Та же выставка работ Сальвадора Дали – практически хендлайнер Музейной ночи – это картинки, развешанные на стенах и стендах, в качестве подписей – соответствующие строки из «Божественной комедии». Однако никакой сопутствующей информации – о том, что такое ксилография, об истории создания работ – на открытии не предоставлялось. Ладно, у журналистов были пресс-релизы, а что делать простым смертным? Идти в Google? Вот и получается, что заявляя о желании видеть зрителей в своих стенах, музей тем не менее часто никак этим зрителям не помогает, не дает подсказок, не втягивает в игру – человек, пришедший в музей, должен быть изначально подготовлен.

Другой пример – выставка тюменского фотоклуба во дворике музея-усадьбы Колокольникова. Яркие, контрастные снимки на кирпичной стене. Событие, существующее в реальном времени, и даже с ореолом эксклюзивности – завтра его уже не будет. Выставка-однодневка запоминается через подачу: здесь играет все, в ансамбле кроме снимков – терракотовый кирпич, солнце, запах травы.

И, конечно, одна из постоянных экспозиций музея ИЗО, та, которую непременно стоит посетить хотя бы для того, чтобы увидеть, как оно должно быть на самом деле – выставка «Тюменский ковер. Традиции и современность» в Галерее традиционных промыслов и ремесел. Грамотно оформленная, интерактивная, самая настоящая современная выставка, сделанная дизайнером Парфеновым.

Вот поэтому Музейная ночь – событие желанное. Потому что это единственный день, когда наши музеи действительно интерактивны – пусть даже выражается это в странных песнях и плясках. Видимо, это и правда, как 8 марта – когда, несмотря на все недопонимание и недомолвки, праздник случается.

В конце концов, весенний город был хорош, и к вечеру все сильнее пах сиренью и яблонями. Музеи стали отличным поводом погулять по субботним улицам в безопасной толпе. Почему нет?

Комментарии

Колонки этого автора

Грант на взросление
0
«Арт-вышивка», или Культура по-тюменски
0
Дети несуществующей Спарты
6
По следам Питера Пэна
0
А вы из какого фэндома?
2
Новогодние картинки
0
Девочки и Святки
0
План Спасения
14