Banner

Предприниматели: кто есть кто?

В конце мая предприниматели отмечают свой профессиональный праздник, учрежденный президентом пять лет назад. Конечно, российское предпринимательство существует значительно дольше. Правда, с каждой новой эпохой кардинально меняется.

В начале прошлого века это, например, были купцы, владельцы заводов и пароходов, серьезно занимающиеся благотворительностью, а на селе кулаки, которых быстро не стало. В конце прошлого века – фарцовщики, судя по рассказам Веллера, сбывавшие соотечественникам купленные у иностранцев или приобретенные в «Березках» заграничные шмотки.

Следующий период развития предпринимательства я уже помню сама. Во времена моей юности появились челноки, возившие из Польши товар в огромных клетчатых сумках. Кстати, сейчас эти баулы удобно использовать при отправке ненужных вещей на дачу. Примерно в это же время расплодились и так называемые «новые русские», про которых народ сочинил немало анекдотов, в которых в том числе фигурировали малиновые пиджаки и золотые цепи толщиной с палец. Как раз тогда большинство современных крупных бизнесменов заработали свой первоначальный капитал. И именно тогда сформировалось вполне обоснованное негативное отношение к предпринимателям как к хапугам, думающим только о собственном кошельке. Наши бизнесмены напоминали в те времена Дональда Дака, у которого в глазах и голове были исключительно доллары.

Мне кажется, следующие лет десять предприниматели переживали «потребительский» период. Как однажды где-то прочитала – в то время у них, да и у всех россиян, отношение к деньгам было примерно такое же, как у чукчей, которых научили пить водку. Как известно, у северных народов на алкоголь нет «иммунитета», и они никак не могли остановиться…

Наверное, сейчас этот период подходит к концу, и в моду входят истинные качества предпринимателей: не нахрапистость и наглость, а предприимчивость, не умение влезть везде без мыла, а коммуникабельность и навыки ведения переговоров, не способность дать взятку, а нетворкинг (построение социальных связей – ремарка для тех, кто еще не знаком с модным термином).

Хотя, возможно, это просто слова. Помните, как в анекдоте лиса говорит: «Я не рыжая, а золотистая, я не жадная, а экономная…» И все-таки, мне кажется, наши предприниматели растут и меняются в лучшую сторону, трансформируется и отношение россиян к этой прослойке общества, становится более уважительным, что ли, и небезосновательно.

Сегодня предпринимателем, как и во всем цивилизованном мире, считается человек, умеющий практически из ничего сделать бизнес, наладить процесс и произвести, возможно, совершенно новую продукцию или услугу, обеспечивающий людей рабочими местами, перечисляющий налоги в казну. Прежде всего, это человек, умеющий принимать решения и брать на себя ответственность, он не боится рисковать и вообще сильная личность, способная преодолевать трудности. Многие начали задумываться и о благотворительности, заботиться об окружающей среде, потому что поняли, что в этой стране жить их детям.

Но, несмотря на улучшившийся имидж предпринимателей, пока к данной категории присоединиться хотят немногие. Судя по опросам, выпускники вузов предпочитают делать карьеру в крупных госструктурах и уже известных компаниях. Оно и понятно: пусть бизнес дает свободу и неограниченные возможности для личностного и финансового роста, но он же чреват постоянным стрессом. В первые годы стоит быть готовым к отсутствию выходных и праздников, а временами и всякой личной и семейной жизни. Моя подруга недавно открыла магазин по продаже детской одежды. Когда она его запускала, то занималась этим круглые сутки. Сейчас немного полегче – все налажено, однако ей все же пришлось на несколько месяцев поручить маленького сына заботам своих родителей. Кроме того, именно мама, к счастью, смогла помочь ей финансами, а ведь для большинства желающих стать предпринимателями в наше время найти начальный капитал – сложнее всего. Скажите, как при зарплате в 15 тысяч рублей скопить на открытие собственного бизнеса? Банки начинающих предпринимателей кредитуют крайне неохотно. Таким бизнесменам дорога одна – в различные госструктуры, но и там круг организаций, которые могут получить поддержку, ограничен несколькими сферами деятельности.

Спросив знакомых, я выяснила, что чаще люди выделяют две кардинально различающихся группы предпринимателей: мелкий бизнес, работающий в основном в сфере услуг (тот же ремонт одежды, починка обуви), и развитый, стабильный бизнес. Первых жалеют: ведь они живут, не зная, сколько заработают в следующем месяце, не хватает средств на расширение дела. Вторым просто завидуют. Но есть еще одна категория – молодые и квалифицированные, заработавшие деньги собственным умом и смекалкой, не имеющие за спиной богатого папы и начавшие бизнес практически с нуля. У них горят глаза и много амбициозных планов. Один мой знакомый года три назад начинал свое дело, имея только стол и ноутбук, а сегодня у него крупная компания по разработке компьютерных программ.

Конечно, у всех свои цели: у кого-то это желание совершенствоваться и оказывать действительно качественные услуги или производить востребованный товар, а кто-то мечтает водить гелендваген. Хотя одно другому в принципе не мешает, можно прекрасно сочетать благородные цели с желанием иметь финансовую подушку безопасности в нашем нестабильном мире.

В любом случае, как бы мы ни относились к предпринимателям, их с каждым днем становится все больше. В крупных развитых странах малый бизнес обеспечивает более половины ВВП. Уверена, что наша страна пойдет по этому же пути, а предпринимательство станет еще более престижным и уважаемым занятием.

Комментарии

0
Picture?type=square
Анна Морозова 25 мая 2012, в 20:25

Женя,Женя ))) ваши представления о предпринимательстве “прекраснодушны”, не побоюсь этого слова. жаль, что нет совсем возможности, я бы развернула свою мысль, тем более после посещения конференции Д.П. есть большее желание высказаться. в выходные постараюсь написать )

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 28 мая 2012, в 9:31

пишите!))

Ответить
0
Picture
yazovskikh 28 мая 2012, в 9:46

Да, возвышенно, да, без смакования ненужных рудиментов 90-х, которые еще имеют место в нашей жизни. Зато, жизнеутверждающе и со взглядом на перспективу – а как оно должно быть. Мое почтение!

Ответить
0
Picture?type=square
Анна Морозова 29 мая 2012, в 13:26

Антон, я согласна, что жизнеутверждающе и позитивно – НО. всегда есть это противное “но”, не правда ли? к сожалению, до идеала еще очень и очень далеко. просто вот какая-то зияющая бездна и пропасть между идеальными представлениями о том, “как должно быть” и как есть на самом деле. в идеале – коррупции нет места в МСБ, а на деле – “не подмажешь, не поедешь”, в идеале – предприниматель поступает разумно, начиная бизнес (т.е. делает расчеты, бизнес-план и т.д.), а на деле – повсеместно используется принцип “пол-палец-потолок”, в идеале – предприниматель является ОСНОВОЙ экономики, потому что он ПРОИЗВОДИТ товар/услугу, а на деле – возьмите статистику и гляньте, какое число предпр-й у нас занято в торговле и питании (т.е. сфера, которая ничего не производит), а какое – именно в производстве. Разница заметная, да ведь? и этот анализ можно продолжать еще долго. Но еще больше печалит то, что во многих и многих случаях поддержка и политика поддержки МСБ носят лишь декларативный характер, суть их “фикция”.

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 31 мая 2012, в 15:48

Частично согласна с вами, Анна! Даа, нашим предпринимателям приходится работать вот в таких вот условиях(( но ведь постепенно производственных предприятий становится больше, а насчет господдержки – лично знаю несколько людей, которые ее получили без всяких взяток.

Ответить
0
1 normal
Андрей 31 мая 2012, в 14:36

Хорошая параллель с чукчами, не имеющими иммунитета к водке… Вот, что важно, иммунитет к водке у чукчей так и не появился. а иммунитет к деньгам у предпринимателей начинает вырабатываться.Это хорошо. А что плохо – это появившийся (надеюсь временно) пласт общества, которое стало профессиональными несогласными – не согласными со всем, что происходит и видящими во всем одну большую жопу… Жопоголизм термин уже устоявшийся, кому неясный – Google в помощь. Толпы балбесов на площадях высиживают какие-то идиотские требования, вместо того, чтобы работать – наличие таких вот “толп” может толкнуть предпринимателей к мысли о быстрой наживе, потому что – черт его знает, не добьются ли своего эти сидящие несогласные…

Ответить
0
Small d2c2b163 bdce 461f 9def 3d318230eac7
Евгения Мурзина 31 мая 2012, в 15:49

Андрей, ты путаешь божий дар с яичницей. Причем тут несогласные???

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Я люблю свою работу
4
Барселона: «пятерка» по туризму
7
Бизнес без «розовых очков»
5
Исповедь бывшего шопоголика
0
Взгляд изнутри: почему не развивается внутренний туризм?
1
Туризму нужны фишки
0
О хронофагах
0
«Свободная» жизнь несвободного бизнесмена
3
Свободное плавание
4
Карьера vs бизнес
0
О сытых львах и голодных белочках
0
Бизнес нуждается в витаминах публичности
3
Может, уже хватит жить в столице деревень?
31
Есть ли жизнь после ипотеки?
17
Бизнес vs креатив
0
О наболевшем или клиентоориентированности
14