Как я жевала герань в кукольном театре

В этом сезоне мы с Машей решили изучить репертуар тюменского кукольного театра для малышей. Смотрели давеча «Кошкин дом». У Маршака есть колоритная семейка козлов – пришли в гости к кошке и втихую пожрали всю герань, пока хозяйка исполняла романсы. Мне тоже посчастливилось выступить в роли козы.

По профессиональной привычке писать обо всём, что может оказаться интересным хоть небольшой аудитории, я публикую отчёты о каждом спектакле в тематическом блоге для родителей. Негласный этикет блогера предписывает иллюстрировать впечатления собственными фотографиями, живые снимки порой говорят о предмете больше, чем скопированные на официальном сайте кадры. Работая обозревателем театральной жизни, я поняла, что если снимать без вспышки, громко щелкающего затвора, не включая экран цифрового видоискателя, никому от этого неудобств не будет. Ну и снимаю без проблем – как сейчас, так и прежде.

В этот раз нам удалось сесть поближе к сцене, благо зрителей набралось едва ли половина зала. Куклы красивые, артисты работают в открытую, без ширмы – получились бы интересные кадры. Но через пять минут пришла симпатичная молодая дама, представилась администратором и снимать запретила. Попытки слукавить, мол, снимаю для газеты, оказались пустыми. Нарушила правила, думать тут нечего.

Половину спектакля, однако, я думала. Сейчас перед началом любого представления, будь то театр или концертный зал, делают объявление о запрете фото- и видеосъемки. Почему появился запрет, кого он охраняет и от кого? Предполагаю, хотели оградить артистов и зрителей от шума и вспышек. Чем ещё может повредить учреждению культуры любительское видео или фотография? В мире, где информация наиболее эффективно распространяется через социальные сети, блоги и YouTube, где школьники пересылают друг другу видео с телефонов, а бабушки делятся фотками в «Одноклассниках», разве не лучшая реклама – закрыть глаза на снимающего зрителя и напечатать дополнительную пачку билетов для друзей, которым он разошлёт тизер?

После спектакля я не удержалась и обратилась к администратору со своим вопросом. Как и во всяком деле, обстоятельства бывают объективные и субъективные. В моём случае объективным поводом для репрессий стала вспышка. Думаю, кто-то из сидящих поблизости родителей щёлкнул телефоном, произошло недоразумение. Причина запрета, как мне объяснили, заключается в нарушении авторских прав. Театр продаёт фотографии со спектаклей, а я, выходит, решила урвать пиратскую копию. Мы покупали эти фотографии, выбор там небольшой, так что, фотографируя сама, я, гипотетически, обокрала театр рублей эдак на 20. Но мамы ведь народ нервный. Вот осадили меня разок, считай, поход в театр испорчен. В следующий раз желание показать ребёнку новый спектакль во мне будет бороться с вредностью. Может, лучше в цирк сходить? Тогда театр недосчитается 240–300 рублей.

Думаю, осадили меня ещё и по субъективным причинам. Если я пришла как репортёр, то нарушила негласные правила этикета. Надо было перед спектаклем найти ответственное лицо, представиться, сообщить о намерениях, получить разрешение на фотосъемку. Да, признаюсь, перед походом с дочкой в театр я больше заботилась о том, чтобы вовремя успеть в кассу. Казалось, пара кадров из зала – не большое дело, чтоб суетиться из-за него. А уж объяснять, что такое блог и сколько потенциальных зрителей увидят мой отчёт, – страшно подумать, во что это может вылиться. Хотя за границей, говорят, уже есть театры, поощряющие блогеров. Дают людям с айфонами лучшие места и разрешают твиттить и фотографировать во время спектакля, чтобы привлечь новую публику.

Если же я – частное лицо, объяснили мне, то нарушила закон гостеприимства – «вы пришли в гости, а соблюдать правила не хотите». Как козлиная семейка, что съела кошкину герань. Действительно, некрасиво.

Может, зря, но меня зацепило это «вы пришли в гости». Верно, я себя в театре ощущаю, как в гостях. Как правило, в хорошем смысле – хозяева построили красивый дом, подготовили представление, приобщают, как говорится, к высокой культуре. Иногда, впрочем, гости противопоставляются хозяевам, мол, вы тут только потому, что вас пригласили. Как пригласили, так и попросим вон.

Глядя на полупустой зал, я думаю, что театр и зритель – скорее партнёры. Театра без зрителя не существует, а вот тех, кто ведёт ребёнка на спектакль «Кошкин дом», всё меньше. Их надо пестовать, лелеять, разве нет?

Впрочем, это всё идеализм. Если у семьи есть потребность знакомить ребёнка с театром, она вернётся, несмотря на обиду. Кукольный театр в некотором роде монополист, ни «Маленький театр кукол» Кузиных, ни «Ангажемент» ему конкуренцию составить не могут в силу разных масштабов.

PS: Про «Кошкин дом» я всё-таки написала. Обиды обидами, а о хороших постановках в наших театрах рассказывать надо, пусть и в частном блоге, где прочитают всего 10 будущих зрителей.

Комментарии

0
Small ca8ab1dc b29b 42cf a7da e3c17cdf4330
Артем Кушнир 10 июля 2012, в 11:46

Что же мы все так больны пиаром? Реклама и пиар – всё, что нужно театру?
Думается, всё и так перенасыщенно этими вещами и должны в современном мире оставаться хоть какие-то пространства, свободные от мобильников, фотоаппаратов и прочих гаджетов. Они преследуют нас повсюду и если уж приличные люди даже в кинотеатрах выключают устройства, то в театре, где перед тобой живые люди, оно и вовсе неприлично.

Для журналистов потому и устраивают пресс-показы, чтобы они могли фотографировать и всячески не шокироваться собой остальных, “нормальных” зрителей.
Спецпоказы для блогеров – в ту же кассу, но почему должны страдать остальные зрители.
Мне вот, например, когда кто-то что-то достаёт в театре или на концерте, хочется просто взять и <вырезано цензурой> – потому что это неуважение прежде всего ко мне, который пришёл насладиться искусством и на час-другой забыть об окружающем мире.

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Permyakova 10 июля 2012, в 14:47

Артём, спасибо за комментарий, подтверждающий, что проблема, затронутая в колонке волнует не только меня.

Тут я вижу две точки преткновения – “мы больны пиаром” и “неуважение к зрителям и артистам”.

Возможно, для тебя “мы” – один социальный круг, связанный с неким коммерческим “пиаром”, необходимостью продать услуги, товары, недвижимость. Тут речь идет о пиаре, как об искусстве создать как можно больше информационных поводов, “засветиться” в телевизоре, интернете, в газетах. Не мудрено, что такое энергичное выпячивание товаров и услуг вызывает у людей отторжение.

Для меня в данном случае “мы” – это взаимоотношение театра, зрителей и всего общества. Я уверена, что театрам и музеям нужны связи с общественностью. Насколько мне известно, работники культурных учреждений тоже так считают – в каждом есть специальный отдел, чья задача доносить до как можно более широкого круга тюменцев информацию о спектаклях, выставках, актерах и т.п.

Реальность такова, что в Тюмени о театрах пишут, как правило, по двум причинам: состоялась премьера (фестиваль, гастроли) либо специалист по связям с общественностью позвонил конкретному автору и спросил, предложил по-дружески, написать о чем-то интересном, но не дающем “горячих новостей”.

Зрительские отзывы, о которых тут речь, не являются жанром пиара. Лично у меня не вызывает сомнений, что аргументированный отзыв представляет общественный интерес. (PS что касается пресс-показов, для старых спектаклей, как Кошкин дом, они практически не проводятся. только для премьер.1 раз. Про показы для блогеров не слышала, отстала от жизни, наверное)

Что касается желания зрителя остаться наедине с произведением искусства, без помех со стороны соседских гаджетов, тут я полностью с тобой согласна. И со стыдом замираю, когда какой-нибудь рассеянный коллега придет на концерт, садет в первый ряд и щелкает затвором, производя шум на весь зал. И конечно, меня тоже нервируют зрители, не отключающие мобильных телефонов, снимающие поверх голов со светящимися экранами видоискателя. Вот почему, я никогда не пользуюсь вспышкой, не снимаю громко щелкающей камерой, сажусь, по возможности, подальше от других зрителей, не использую светящийся видоискатель и ограничиваю время съемки небольшими эпизодами, не оставляя камеру включенной на протяжение всего представления.

Очевидно, обществу еще предстоит переварить обилие электронных устройств, вписать технологическую революцию в традиционные культурные практики. Наверное, лет через 10 сформируется устойчивый этикет, регламентирующий использование приборов в театрах и музеях.

Ответить
0
Picture?type=square
Ayur Erbaktanov 27 июля 2012, в 14:25

театр
доживающее свой век искусство
легкой смерти и светлой памяти!

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Permyakova 06 сентября 2012, в 5:40

Аюр, правда так думаешь?
А мне нравится театр, и не кажется, что он доживает свой век. Сейчас есть очень живые, такие, vibrant театры. Даже у нас, в Тюмени иногда прорывается что-то свежее в театральном искусстве. Так что пусть живёт и процветает, чего уж)

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Зимняя депрессия устарела
0
Мечтаю о школе
3
Как стать №1 в России
0
Записки на пелёнках
0
Чумачечая студвесна
4
Вернуть Новый год
0
Как бороться с ленью?
10
На мозги не жалуетесь?
45
Как стать прекрасной старухой
5
Апология опозданий
17
Помиритесь с родителями!
9
Куда поехать летом? – Никуда!
8
Золотая лихорадка вокруг авторских прав
7
Первая заповедь родителя
2
Отцы и дети в Интернете
0
Бескровное родство
27
Тюмень 2023 года
10
Про матерей и извергов
4
С чего начать воспитание ребёнка
0
Библиотечная маниловщина
2
Мы, Сократ и детский сад
7
О детских книжках, и вообще
0
Спасатели, отбой!
1
Учат дома, учат дома, учат доо-ма…
4
Эссе о подарках
0
Перевозя пенатов
1
Второй шанс
4
Не кидайте в меня камни!
4
Самое полезное изобретение
4
Что лучшее детям?
3
Урбанистика для начинающих
13
Как Маша отвергла консьюмеризм
6