Banner

Cosa nostra – «наше дело»

Как-то будучи в Андорре я с компанией коллег посетил «бордас» – такой аутентичный небольшой ресторанчик. На входе нас встречал седой хозяин, кухней заведовала его супруга, а на столах стояли таблички, на которых красовалось примерно следующее: «Мы готовим все блюда специально для Вас, и это долго. Никаких полуфабрикатов и быстрой еды. Это не Макдольдс!». Ужин действительно длился часа три, но был потрясающе вкусным. А мы, кроме того, были поражены атмосферой семейного уюта и степенным достоинством хозяев заведения. Всем нам тут же захотелось открыть что-то свое!

Идея создания собственного бизнеса, семейного или нет, тревожит умы большей части моих знакомых. Вот и соседка по авторским колонкам недавно высказала мнение о том, что «свое всегда лучше чужого». Как человек, занимавшийся двумя проектами, а в настоящий момент думающий о третьем, «набивший шишек» на этом пути, осмелюсь высказать пару – не то чтобы советов – мыслей по поводу того, как избежать ошибок в самом начале.

Желание заиметь что-то свое обычно появляется сразу же за осознанием «всего этого офисного кошмара», при наличии «тупого начальства» или просто при наступлении пресловутого «кризиса среднего возраста»: мне уже 25/30/35/40, а я ничего стоящего не создал. Между тем, капиталистические отношения при всем «зверином оскале» и «работе на дядю» имеют несомненные преимущества. Главное из них – большая стабильность и предсказуемость жизни.

Мы имеем стабильный ежемесячный доход. Доход, на основе которого планируются покупки, кредиты, иногда дети. У нас точно есть два выходных, есть отпуск. Есть бесплатная страховка – в некоторых особо выдающихся конторах весьма неплохая. Последующие годы легко планируются (даже карьерный рост). Стабильность дает возможность не заморачиваться на удовлетворении базовых потребностей и выражать себя в хобби – рыбалке, писании стихов, вышивании, в конце концов. Так вот, при открытии своего дела как минимум в течение года ничего этого не будет! НЕ БУ-ДЕТ! Ни зарплаты, ни отпуска, да и за страховку придется платить самому (если деньги свободные останутся после выплаты налогов, о которых вы раньше и не слышали), о хобби тоже придется забыть – не до грядок, а вспомните ли – неизвестно. Оно вам надо?

Если надо, идем дальше. Решились. Далее вопрос: а чем заняться? Тут многие из нас (ну ладно, и я тоже) совершают ошибку – выбирают ту сферу деятельности, о которой они «всю жизнь мечтали». Понятно, что свое дело должно приносить удовольствие, куда ж без этого. Но ориентируясь только на свои предпочтения, мы с огромной вероятностью сталкиваемся с одной из трех фатальных проблем (а иногда и со всеми сразу – привет, банкротство!): – высокая конкуренция;
– малый спрос;
– мы не знаем, как это делать.

Согласитесь, глупо, проработав всю жизнь газосварщиком, открывать ресторан. Никто не спорит, что вы дома вкусно готовите! Но сможете ли контролировать процесс обслуживания, создать оригинальное меню, договориться с поставщиками о приемлемых закупочных ценах, бороться с воровством персонала, наконец. Ну или открыть двухсот первое агентство недвижимости в городе – тоже идея не из лучших. А думалось-то: они с меня столько получили при продаже квартиры, я тоже так хочу получать. В общем, личные предпочтения необходимо согласовывать с рынком: – искать незанятую нишу;
– определять потенциал спроса;
– выделять целевую аудиторию;
– трезво оценивать свои компетенции в выбранной сфере.

Другая проблема больше характерна для семейного бизнеса. Идея о том, чтобы вести дело вместе, заработать на домик у моря, и в 75 лет спокойно удалиться на покой, оставив процветающий бизнес старшему сыну, – сладка, но недостижима. Потому что вести дело вместе не получится. Начальник должен быть везде один и ничего здесь не попишешь. Иначе однажды вместо оптимального, но жесткого решения, вы выберете компромисс, чтобы с женой/мужем не ругаться. А когда компромисс усугубит ситуацию (а это обязательно случится), начнете валить вину друг на друга. Фразы типа: «Я же говорил, надо было открывать не гостиницу для канареек, а частное кладбище!», «Вот поэтому ты работал плохо, что не любишь канареек!», – как раз из этой оперы. Один руководитель, за ним все решения, на нем вся ответственность. Другой может быть помощником, советником, не более того. А кто начальник – муж ли, жена ли – это уж каждый сам разберется.

И вот еще что. Как ни крути, но главная цель любого бизнес-проекта – заработок денег. Если же собственное дело вам нужно «для души», «чтобы было», «пусть хоть что-то, но свое»… Думаю, есть процент, что вам повезет, и какое-то время вы протянете, радуясь «освобождению» от офисной рутины. Проблема в том, что в этом случае срок жизни вашего дела будет определяться не вами, не вашими усилиями, умениями, стараниями, а рынком. И рынок вас убьет. Через месяц или через 10 лет – это уж как получится.

И, пожалуй, главное. По крайней мере, для меня эта мысль в свое время оказалось очень нужной. Есть вероятность, что у вас (да-да, именно у вас, а не у Светки-троечницы) ничего не получится. Задуматься о том, что делать в этом случае, лучше заранее. Ввернуться на работу (значит, надо уволиться в хороших отношениях), начать другое дело (отложить часть средств в виде НЗ), и так далее. Очень экономит нервы и позволяет быстро выйти из ситуации и без того сложной финансово и морально.

А вообще малый бизнес, как известно, «опора России». Так что всем начинающим – удачи!

Комментарии

Колонки этого автора

Дед Мороз умер. Непраздничная колонка
0
Врачи — диссиденты
2
Рано бросать свитера на лед
0
Сезон без цели
0
День гордости
0
Пара носков
0
Путь к закрытым городам
0
Спорт низших достижений
0
Лучшее третье место
0
Шахматистки на льду
0
Нужный ненужный Семин
0
Неформатный Рибери
0
У-у-у... дача
5
Дороги из желтого кирпича
1
Мама, мы все тяжело больны...
8
Последний день года
0
Моя формула идеального отпуска
4
Без вины виноватые
5
Я б в сантехники пошел…
0
Время полуфабрикатов
3
Путь к сердцу мужчины, или Любовь к самому себе
3
Немного о мужской дружбе
21
Роль Ремарка в культуре пития
3
Прожигатели жизни
6