Библиотечная маниловщина

Прочитала интервью Ирины Прохоровой про библиотеки-очаги культуры. На следующий день поехали с Машей на почту, да и завернули в соседнее здание, в библиотеку семейного чтения, которую я помню со школьных лет.

Стоило войти в крохотный вестибюль, послышался сладкий, волнующий запах сотен книг. Не новых, только что из типографии, а читанных, трёпанных, пожелтевших, как из дедушкиной библиотеки. Это парфюмерное удовольствие, наверняка какой-нибудь умник придумал разлить по бутылкам аромат старых книг?

Удивительно, после стольких лет моего отсутствия за стойкой все еще была знакомая библиотекарь, совсем не изменившаяся. Когда-то она мне казалась дамой средних лет, и теперь такой кажется. Только тогда ей было, должно быть, лет 30, а теперь – 45.

В ЖЖ неоднократно читала рассказы мам, которые берут своим малышам новейшие модные книжки-картинки в местной библиотеке. В глубине души я надеялась найти на здешних полках новинки “Розового жирафа” и “Самоката”. В конце концов, тюменская библиотечная сеть в последние лет десять здорово обновилась, по крайней мере, на сторонний взгляд. Везде сделали ремонт, проводят какие-то встречи, презентации, конференции.

“Розового жирафа” на стеллажах не было, но вся соблазнительная классика широко представлена в исполнении демократичных ЭКСМО и АСТ. Издания дешевые во всех смыслах, но зато Пеппи, Карлсон, трое из Простоквашино, Винни-Пух и все, все, все – бери, не хочу. Тут же и букинистические редкости. Скажем, «Буратино» в кратком пересказе с иллюстрациями Владимирского. В АСТ переиздали эту книжку, почти не испортили, разве что с яркостью и контрастностью переборщили, но стоит удовольствие 300 рублей. Покупать краткий пересказ мне не хочется, а в библиотеке взяли старенькое советское издание и с удовольствием целый месяц читали. И да, членство в библиотеке стоит 17 рублей в год.

Домой принесли еще стихи Заходера, истории про Пеппи Длинныйчулок, сборник русских сказок, которые раньше приходилось извлекать перед каждым чтением из Интернета, “Ветер в ивах” в прекрасном переводе Ирины Токмаковой, которого теперь не найти в магазинах. А сколько там ещё всего осталось! Если бы не было разумного ограничения – пять книг за раз, я бы нахватала на год вперёд.

Что до Маши, то ей понравились игрушки, украшающие стеллажи. Она дважды пыталась спрятать в карман малышей из киндер-сюрприза. Прибегла к хитрости – попросила надеть ей куртку, так как в куртке удобные для трофеев карманы. Потом нашла Чебурашку, в его утробе завывал уставший динамик: «Я был когда-то странной…» Еле уговорили оставить его до новых встреч.

С тех пор, уже третий раз Маша приходит в библиотеку и разыскивает Чебурашку. Она полюбила Буратино, играя, кладёт ноги на подушку, как Пеппи, выбирает, что почитать вечером – «Рапунцель» или украинские сказки.

«Именно сказки развивают малышей эмоционально, ценностно, интеллектуально. Дети, которым читают дома, всегда обладают примечательной речью и рассудительностью, их сразу видно», – говорит школьный психолог Сания Биккина. Маша, как живая иллюстрации этого утверждения, то и дело сдабривает разговоры с родственниками фразами типа «Битый небитого везёт» и «Утро вечера мудренее».

А недавно я сделала ещё одно вдохновляющее открытие – в Российской государственной детской библиотеке есть Комната сказок.

В ней штатные психологи (да, у них ещё и психологическая поддержка читателей есть!) разрабатывают и проводят игровые программы для малышей. На вид всё просто: детям читают книжки при свечах, например, потом задают вопросы на внимание, предлагают потанцевать, устроить театр, поиграть в пальчиковые игры, нарисовать героев только что прочитанной книги. Занятия бесплатные и даже не требующие предварительной записи участников. Можно просто встать однажды утром, эдак: «А не махнуть ли нам сегодня на Плюквиль?». И махнуть. Прийти на занятие по сказке Анни Шмидт «Плюк из Петтефлэта», послушать книжку, сделать из бумаги, фольги и прищепок, дома, деревья или жителей городка, где обитает Плюк.

Когда я читаю про эти занятия, меня охватывает мечтательность и ажиотаж, хочется поучаствовать в чём-то подобном. В очередной раз прогулявшись до библиотеки, мы впервые заглянули в читальный зал. Там оказалась компьютерная зона, где младшие школьники рубятся в игры, столы и стулья для чтения, отгороженный шкафами кабинетик библиотекаря, стеллажи с периодикой, игровой уголок.

И хотя все предметы в этом уголке были старомодные, из советского детства, или недорогие современные, доставшиеся библиотеке, возможно, из добровольных пожертвований, там было всё необходимое, чтобы порадовать моё сердце и заинтересовать Машу. Разной высоты стеллажи с детскими книгами, рассаженные повсюду плюшевые игрушки, корзинка с солдатиками, столик с табуретками, цветные карандаши, раскраски, альбом. Тихое, уютное место, маленький мир, где детям позволено быть. Хотя шуметь всё же не принято.

Библиотекарь, её я тоже помню из детства, сказала, что ресурсов для дополнительных встреч с читателями, спектаклей или поделок у них нет. Насколько я поняла, для школьников что-то проводится, а дошкольникам и их родителям просто дают возможность позаниматься, если возникнет желание, самостоятельно.

Мне ужасно захотелось что-то предпринять. Самое простое, подумала я, каждый месяц тратить 200 рублей на качественно изданную книжку и сдавать ее в библиотеку. Предположим, я стану делать так каждый месяц и публиковать отчёты в своем блоге. Может, кто-то из читателей решит устроить такое для ближайшей библиотеки и даже согласится делиться своими новостями в Интернете, чтобы больше людей узнали об этой идее.

Я пока не знаю, как отнесутся к моему вторжению библиотекари, но отыскала на распродаже три книги с очаровательными иллюстрациями Беатрис Поттер и Айяно Имаи. Скоро отправимся с Машей сдавать книги, заодно и свои попробуем пристроить. Вторая идея требует больше усилий и подготовки, даже страшно публично о ней говорить. Скажем, что, если раз в месяц пробовать опыт Комнаты сказок на себе? Предложить библиотеке волонтёрские услуги и читать вслух сказки, а потом смастерить что-нибудь с детьми? Худшее, что может случиться – провал в виде скучающих дошколят. В лучшем случае, идея приживётся. И однажды утром мы встанем, эдак: «Не махнуть ли сегодня в Плюквиль?». И окажется, что нет ничего веселее, чем начать день с посещения библиотеки.

Комментарии

0
Small 9c163fd3 9d86 4bd0 9659 2d04163ee486
Иван Литкевич 11 сентября 2012, в 23:15

Лучшая колонка за всю их историю на “Вслухе”, на мой взгляд. Не так часто я прикусываю нижнюю губу до шрама. Крепко благодарю автора.

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Permyakova 14 сентября 2012, в 13:50

Спасибо за отклик, Ваня!

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Зимняя депрессия устарела
0
Мечтаю о школе
3
Как стать №1 в России
0
Записки на пелёнках
0
Чумачечая студвесна
4
Вернуть Новый год
0
Как бороться с ленью?
10
На мозги не жалуетесь?
45
Как стать прекрасной старухой
5
Апология опозданий
17
Помиритесь с родителями!
9
Куда поехать летом? – Никуда!
8
Золотая лихорадка вокруг авторских прав
7
Первая заповедь родителя
2
Отцы и дети в Интернете
0
Бескровное родство
27
Тюмень 2023 года
10
Про матерей и извергов
4
С чего начать воспитание ребёнка
0
Как я жевала герань в кукольном театре
4
Мы, Сократ и детский сад
7
О детских книжках, и вообще
0
Спасатели, отбой!
1
Учат дома, учат дома, учат доо-ма…
4
Эссе о подарках
0
Перевозя пенатов
1
Второй шанс
4
Не кидайте в меня камни!
4
Самое полезное изобретение
4
Что лучшее детям?
3
Урбанистика для начинающих
13
Как Маша отвергла консьюмеризм
6