Banner

О хронофагах

В сегодняшней колонке я хотела бы поговорить о хронофагах – бесцельно пожирающих твое время людях, а ведь в бизнесе время – это деньги. Этот вопрос, кстати, тесно пересекается с темой активных продаж.

Честно сказать, была удивлена, сколько людей пытается «развести» предпринимателей на деньги. Самое смешное, что в начале своей деятельности, еще не заработав ни копейки, я столкнулась с этим уже несколько раз. Некоторые случаи заслуживают отдельного рассказа.

Я регулярно хожу на собрания коммуникативного клуба, где, помимо полезных знакомств, иногда случаются абсолютно абсурдные контакты. Первый раз мне позвонил какой-то консультант по каким-то биодобавкам и предложил встретиться. На вопрос «зачем?» он туманно ответил, что хотел бы познакомиться поближе и «открыть новые грани друг друга». Тогда еще мне было неудобно отказывать и я согласилась, но в итоге не смогла прийти на встречу из-за определенных обстоятельств. Когда он позвонил во второй раз, я твердо сказала, что покупать его биодобавки не собираюсь. Больше он мне не звонил.

Зато нарисовался другой субъект из компании адвокатов. Они мне уже предлагали абонентское обслуживание за 22 тыс. рублей в год. Это смешно, учитывая, что у меня ИП. Субъекту я четко сказала по телефону, что их услуги меня не интересуют, но он настойчиво предлагал встретиться. «Ну ладно», – смирилась я и назначила встречу в моем офисе.

Приехав, субъект с кольцом в правом ухе начал бодро рассказывать свою биографию, как он работал то там, то сям. Сделав определенные выводы (я бы на его месте не распространялась о своей нестабильности), я процедила, поглядывая на часы: «Ближе к делу».

– Если бы у вас были 100 тысяч рублей, на что бы вы их потратили? – выпалил он.

– На путешествие, – ответила я.

И тут он стал мне расписывать, что, подписываясь на их систему, я зарабатывала бы 100 тыс. рублей в месяц. «Ваша компания работает по MLM-системе?» – уточнила я. После его утвердительного ответа мне стало все понятно. «Мне это неинтересно», – заметила я. Несмотря на мой твердый ответ, он отнял у меня еще минут десять моего времени, расписывая, что через год-два все станут пользоваться услугами адвокатов, и я могла бы заработать баснословные деньги и т.д. и т.п. Еле-еле смогла остановить его словесный поток. Причем, что характерно, он ушел, обидевшись. Это ведь я должна обижаться, что он «съел» 20 минут моего времени!

Это мне напомнило случай, когда однажды, очень давно, к нам домой пришел менеджер компании, продающей всем известные пылесосы. Как только продавец узнал, что покупать их пылесос мы не собираемся (замечу, что стоит он, как российский автомобиль), кровно обиделся и ушел надутый, хлопнув дверью. Если до этой встречи у меня отношение к компании было нейтральное, то после оно поменялось на резко негативное.

И примеров, когда компания, желая повысить лояльность клиентов к своему бизнесу, достигает противоположного эффекта, – масса. Однажды по системе скидок я записалась на ультразвуковую чистку зубов. Меня посадили в кресло, и стоматолог начала чуть ли не сверлить мне зуб. Я вообще к стоматологам хожу только в случае крайней необходимости, поэтому такая ситуация повергла меня в шок. Когда я там что-то промычала, они, даже не извинившись, пересадили меня в другое кресло. Но мне было достаточно одного такого раза, чтобы сделать вывод об их компании. И теперь никакими спецпредложениями, никакими бесплатными осмотрами меня туда не заманишь! При этом они мне регулярно названивают, предлагая всякие бонусы, а я им неизменно, пока еще вежливо, отказываю.

Мои друзья Дима и Аня, у которых бизнес по фотопечати, тоже сталкиваются с подобными вещами. К ним регулярно приходят продавцы книг, посуды, подписок и т.д. Причем в последнее время придумывают все более изощренные способы завлечения покупателей. Например, обычное анкетирование в итоге превращается в явное предложение о покупке. У каждого свой способ борьбы с коммивояжерами: Дима их терпеливо выслушивает и задает им столько уточняющих вопросов, что они сбегают сами. Аня говорит, что подумает, и предлагает перезвонить ей попозже, многие не перезванивают.

Одного не понимаю – неужели все эти продажники еще не поняли, что агрессивные продажи и гипернастойчивость воспринимаются сегодня как навязчивость и только отталкивают людей? Хотя этому их учат на бесконечных тренингах, вспомнила я. Как-то на одном тренинге по продажам докладчик рассказал следующий случай: один продавец настолько надоел своим присутствием, что женщина в него запустила пепельницей, он еле увернулся. И что вы думаете? Он вернулся на следующий день, сказав: «Это ведь ваша пепельница?» В итоге они заключили очень длительный контракт, подытожил тренер.

Видимо, наслушавшись подобных баек на многочисленных тренингах, продажники отправляются окучивать толпы предпринимателей. Как потенциальный покупатель, уверенно заявляю: это все чушь, если мне не нужны какие-то услуги, меня ничто не убедит купить их. Если же они мне когда-нибудь понадобятся, я сама обращусь в компанию. Не спорю, бывают продавцы от бога, которому ты не только не откажешь, но и сам будешь стоять в очереди, чтобы купить у него что угодно. Но они встречаются очень-очень редко, в основной же массе продажники навязчивы и непрофессиональны.

Комментарии

Колонки этого автора

Я люблю свою работу
4
Барселона: «пятерка» по туризму
7
Бизнес без «розовых очков»
5
Исповедь бывшего шопоголика
0
Взгляд изнутри: почему не развивается внутренний туризм?
1
Туризму нужны фишки
0
«Свободная» жизнь несвободного бизнесмена
3
Свободное плавание
4
Карьера vs бизнес
0
Предприниматели: кто есть кто?
7
О сытых львах и голодных белочках
0
Бизнес нуждается в витаминах публичности
3
Может, уже хватит жить в столице деревень?
31
Есть ли жизнь после ипотеки?
17
Бизнес vs креатив
0
О наболевшем или клиентоориентированности
14