Banner

Теорема Пифагора

Скажите, кто из нас навскидку, не копаясь в учебниках, может вспомнить доказательство теоремы Пифагора, или порядок синтаксического разбора сложного предложения, или заученный в школе наизусть отрывок из произведений Гоголя про редкую птицу, что долетит до середины Днепра? Да, пожалуй, никто. За исключением узких специалистов, которым, впрочем, придется крепко задуматься, чтобы вытащить из запасников памяти точные формулировки. Собственно, а зачем нам это надо? – напрашивается закономерный вопрос. Низачем.

Это лишний раз доказывает, что в нашей памяти, даже из школьной программы, остается только то, чем мы пользуемся в повседневной жизни изо дня в день. Из всей математики – простейшие арифметические действия, чтобы можно было подсчитать, не обманули ли в магазине, всю ли зарплату выдали и т. д. Из русского языка – жи-ши, ча-ща, ну, может быть, запятые при однородных членах предложения. С чего же тогда радетели за безопасность дорожного движения требуют от водителей досконального знания Правил дорожного движения?

На водительских курсах инструктор по теории в самом начале обучения сказал нашей группе: «Ребята, вы изучаете и видите Правила дорожного движения в первый и последний раз. Поверьте мне, – напутствовал он, – что больше ни разу в жизни вы не откроете эту книжку». Черт возьми, а ведь он оказался прав. За 15 лет водительского стажа я брал в руки Правила дорожного движения, только когда начал писать на автомобильную тему. И то это было эпизодически, по мере необходимости, чтобы разобраться в том или ином вопросе. Спроси меня, что такое остановка, стоянка, скорость потока, транспортное средство, как записано в правилах, – не отвечу; каков порядок проезда перекрестков – не вспомню; что относится к запрещающим знакам, знакам приоритета, вспомогательным – не назову, за исключением тех, с которыми сталкиваюсь на тюменских дорогах; правила движения по трамвайным путям – зачем они в Тюмени, где трамвайных путей отродясь не было. (Боюсь, после этих слов в редакцию позвонит Анжела Ивановна и попросит явиться в экзаменационный отдел на пересдачу.)

Так вот, я убежден, что 99 процентов водителей ездят, что называется, на автомате, не зная ПДД, руководствуясь остаточными сведениями, конкретной дорожной ситуацией и заранее разработанными маршрутами, которыми опять же привыкли пользоваться каждодневно. (Кто из водителей безгрешен, пусть первым бросит в меня камень в комментариях.) Но иначе и быть не может. Смутно представляю себе водителя, который каждый километр за рулем листает в уме заветную книжицу, выискивая в ней точные определения своих дальнейших действий. Бред. По одной простой причине – конкретная дорожная ситуация имеет мало общего с цветными картинками из экзаменационных билетов на водительские категории.

Все мы, окончив автошколу и сдав экзамены, получили вместе с правом управления автомобилем определенный набор знаний, умений и навыков. Безусловно, недостаточный, чтобы сразу почувствовать себя уверенным на дороге. Но необходимый, чтобы, руководствуясь ими, постепенно набираться опыта. А уже пропорционально набранному опыту забывать ПДД. Но именно в этот период каждый водитель, надеюсь, вырабатывает для себя нехитрые принципы, руководствуясь которыми, он может ездить, не нарушая ПДД. И если свести их к какому-то минимуму, то они уложатся в несколько предложений, которые я для себя сформулировал так: соблюдай дистанцию и среднюю скорость автомобильного потока; обгоняй, только удостоверившись в отсутствии встречного и попутного транспорта, сообразно дорожным и погодным условиям.

Не спеши — в этом удостоверился на собственном опыте: какую бы скорость и манеру движения ты ни выбрал, меньше чем за два часа 150 км до любимой тещи ни разу не преодолевал. Не вводи в заблуждение других участников движения; заранее прокладывай возможный маршрут; начав маневр, обязательно доведи его до конца. Не забывай про помеху справа и помни Гражданский кодекс, согласно которому водитель несет полную ответственность, даже если невиновен в ДТП. Можно вспомнить и афористическое правило трех Д – «дай дорогу дураку». Хотя от идиота, вылетевшего перед тобой на встречку или вышедшего на дорогу вне пешеходного перехода, не спасет ни инспектор ДПС, ни строгий параграф.

И, пожалуй, главное — правило профессора Преображенского – «разруха не в клозетах, а в головах». Можно досконально знать ПДД и регулярно их нарушать, будучи самоуверенным, безответственным и наглым водителем. В автошколах этому не учат, да и, по моему мнению, не обязаны, если за 18 лет не научили ни родители, ни общеобразовательная школа. Ну а лучшим контролером для меня и водительской совестью является жена на пассажирском сиденье, стаж совместной жизни с которой равен водительскому.

Комментарии

Колонки этого автора

Госуслуги в электронном виде одна профанация?
0
Верной дорогой идете...
0
Кто последний в очереди за памятником?
7
PR бесплатным не бывает
19
Да здравствует «тотальная безграмотность»!
0
Закодированные
1
Спасибо … за наше счастливое детство
0
В страховой выплате отказать
0
О социальной ответственности бизнеса
3
Дубликат бесценного груза
0
Дело на четыре километра
0
Как гаишники «примостились» на Ялуторовском тракте
1