Banner

Новый урбанизм и Тюмень

Каждый день разговариваю с людьми. Третья часть из них хочет бежать из шумного города, туда где свой дом – моя крепость, стада, пашни и экология для ребенка. Другая треть хочет обратно в город, бо в деревне тоска смертная, ни пивной, ни кофейни, друзья за 20 км лишний раз не приедут, да и негоже ребенку из трехэтажного коттеджа в переваловскую среднюю школу. Третьи хотят и там и там успеть, и квартиру, и загородный дом, но обслуживать два дома тоже не все тюменцы миллиардеры.

Не мы первые, не мы последние. Американцы с этими напастями столкнулись шестьдесят лет назад. В процессе дебатов и исследований в 80-е годы появились принципы нового урбанизма. Их критикуют, что-то работает, что-то не очень. Но несколько десятков городов на новой основе построили. Понятно, нельзя вот так просто взять и перестроить всю Тюмень. Но ничто не мешает примерить принципы нового урбанизма на существующие и зарождающиеся загородные проекты вокруг Тюмени.

Что же предлагает нам проектировать и строить хартия Нового Урбанизма? Вот базовые 10 принципов с разъяснениями, (мой вольный перевод, наверняка кто-нибудь сможет сделать это более академично).

I. Walkability -Пешеходная доступность (звучит по канцелярски, но нет же у нас слова «ходибельность»?)

-Все что нужно должно быть в 10 минутах ходьбы от дома или от работы

-Планировка улиц должна быть заточена под пешеходов: здания выходят на улицу подъездами, окнами и дверями, сами улицы обсажены деревьями, паркинги на улицах, скрытые паркинги, гаражи на задворках, проезжая часть узкая с медленным движением. Пешеходные дорожки защищены от машин специальными штуками.

Вот теперь давайте посмотрим, а в каких наших престижных пригородных поселениях есть такая штука как тротуар? В Патрушево нет, в Перевалово, в Зубарево, в Дербышах – нет. Есть в Комарово, в Молодежном, не престижно, зато хоть как-то проектировщики вспомнили мамок с колясками. Но там дороги скоростные, гладкие, опять не слава Богу, ребенка одного на улицу не выпустишь. Отличный тротуар в Боровском на Новой Озерной улице.

Кстати, надо признать, внутреннее пространство Тюменского микрорайона отчасти подходит под описанное. Там много магазинов и разных контор, широкие тротуары, деревья высадили, проезд для машин узкий и разгон невозможен.

II. Connectivity -Связанность (или скорее проницаемость?) улиц

- Взаимосвязанная сетка улиц должна перераспределять транспорт и быть удобной для пеших прогулок

- Иерархия узких улиц, бульваров и аллей

- Высокое качество пешеходных дорог и публичных пространств делает привлекательными прогулки

Вот с этим у нас совсем беда. Попасть с одной улицы на другую коротким путем почти нигде не возможно. Тюменец забор сильнее жены любит. Что в городе, что в деревне. Любой проезд добрый хозяин выгородит и к участку прирежет, надо, не надо, суд разберет. Улица Ветеранов в Зубарево, волшебным образом перегороженная прямо посередине, Лабиринт Табанакова на Пржевальского – Тюмень и ее пригороды проницаемы только для любителей паркура. У пешехода или велосипедиста прямой дороги здесь нет.

III. Mixed-Use & Diversity -Смешанное использование и разнообразие

- В одном районе должны быть и магазины, и офисы, и квартиры, и дома. Разнообразие должно быть на уровне района, квартала, и в одном здании

- Люди тоже должны быть разные – по возрасту, доходу, культуре и расе

Пунктом первым в пригородах не пахнет. Коттеджи, коттеджи, коттеджи, унылые спальные районы. Изредка пугливо выглянет магазин типа «ларек». Даже пивных нет. Торговый центр в Патрушево год как открылся. Ни офисов, ни цехов, ни иных рабочих мест в новых загородных проектах девелоперы не проектируют. На их разумение все жители коттеджей ездят работать в город или пишут дома исторические романы. Обычно говорят, что это жилье для бизнесменов, которые управляют своим бизнесом «по интернету через скайп». Увидеть бы хоть раз в жизни такого бизнесмена.

А вот второй тезис в Тюмени выполняется на 100%, но от него-то загородные девелоперы чаще всего стараются уйти. «Поселок для людей одного уровня», – эти слова часто звучат на презентациях. На практике, правда, все строят, кто во что горазд, и живут в тех домах чаще всего таджикские бригады, так что смешенье стилей, культур и рас у нас здесь налицо.

IV. Mixed Housing -Разнообразие застройки

- Рядом должны стоять дома разных типов, размеров, ценовых уровней

Вот этого девелоперы у нас тоже не любят. «Единая архитектурная концепция» – что у нас, что в Москве подается не как способ сэкономить на визуальном ряде и материалах, а как некий признак избранности и элитарности. Хотя за последние десять лет тюменская «архитектурная концепция» сложилась сама собой – двухэтажка, облицованная красным ревдинским кирпичом под крышей из металлочерепицы «Монтеррей» цвета «бордо», пластиковые окна и баня на заворках.

V. Quality Architecture & Urban Design -Качественная архитектура и городское планирование

- Упор на красоту, эстетику, человеческий комфорт и создание «чувства места». Специальные места общего пользования внутри квартала. Человеческого размера архитектура и прекрасный вид, поддерживающий дух гуманизма

Проекты планировки новых проектов малоэтажной застройки на сегодняшний день составляются не архитектурным, а скорее архитектурно-биологическим способом. Это когда основа берется с потолка, а содержание высасывается из пальца. И все под разговоры о закрытости, элитарности и престижности. Взгляда на проект с высоты человеческого роста, а не с птичьего полета, сегодняшним проектам сильно не хватает.

Вообще, на мой взгляд, проблема тюменской частной архитектуры в том, что весь комфорт и удобство планируются в пределах своего участка, не пытаясь никаким образом обустроить мир за забором. Там, внутри, тепло, чисто, пол с подогревом и камин. Но скучно. А снаружи раскисшая дорога и «хозяин, работа есть?». Туда и выйти не выйдешь, только в машине и пристегнутым. Поэтому и должны (как следует из этого принципа) общие пространства, красивые, зовущие, закладываться девелопером на стадии проекта и обустраивать их надо до того как люди селиться начнут, а не после.

VI. Traditional Neighborhood Structure -Традиционная городская структура (видимо имелась в виду планировка средневековых европейских городов)

- Центр – это центр, окраина – это окраина

- Все публичные места – в центре

- Внимание к качеству общественных мест, открытые пространства проектируются как объект искусства

- Все что используется постоянно, должно быть на расстоянии 10 минутной прогулки

- В центре застройка плотная, на окраинах – разряженная __ Большинство загородных проектов у нас разрабатывается в прямоугольной сетке. Как остров Манхеттен. Только без Центрального парка. Центр поселения в них практически никогда не выделяется. Некие общественные места если и проектируются, то на краю поселка, на въезде. Я думаю, это идет из традиций домика правления в садоводческом обществе. Ни тебе ратуши, ни пивной, ни церкви. Именно поэтому в новых поселках нет «общинного духа», поэтому они так медленно застраиваются и заселяются.

VII. Increased Density -Все рядом

- Чем ближе друг к другу находятся здания, дома, магазины и службы, тем удобнее ходить пешком между ними, тем эффективнее используются ресурсы и возникает более удобная и приятная для жизни среда

В новых проектах все службы первой и не первой необходимости находятся в нескольких километрах от порога дома. Куда пойти образованной тридцатилетней владелице двухэтажного особняка в деревне Каменка в 9 часов вечера? Если в ресторан с подружками – только в городе и без алкоголя, а потом в ночи по трассе домой. Или на такси. Дети с школой, кружками и секциями вообще отдельная песня.

VIII. Green Transportation -Зеленый транспорт

- Высококачественный рельсовый транспорт соединяет районы и города

- Планировка, дружественная к пешеходам, подразумевает использование велосипедов, скутеров и пеших прогулок для ежедневного перемещения тушки.

Вместо рельсового транспорта у нас автобусы и маршрутки, правда, они не зеленые, а оранжевые. А вот для велосипедов пригороды совсем не приспособлены. Даже совсем элитные. Чтобы попасть коротким путем, например на Петровский остров, велосипед бесполезен, нужна байдарка.

IX. Sustainability -Устойчивость (или скорее Автономность)

- Минимальное воздействе на окружающую среду при застройке и эксплуатации

- Всякая экология и энергоэффективность

- Больше местной продукции

- Больше гулять, меньше ездить

При всей моей нелюбви к экологии, в этих принципах тоже есть резон. Регион развивается, нагрузка на сети растет. Есть такой «эффект салями», если резать то-о-оненькими кружочками, кажется что колбаска никогда не закончится. Но поселков становится много, мощности наращивать бесконечно нельзя. Чем более автономен населенный пункт в плане экономики и энергетики, тем спокойнее его жителям. Пусть это даже и не вяжется с принципами глобализации и свободной торговли.

X. Quality of Life -Качество жизни

- Если все это применять вместе, жизнь будет сладка, а места эти будут богатеть и дух человечий воспарит в них.

Большинство мужчин и женщин периодически хотят отдельный дом. Потому что в городе шумно и тесно. И большинство девелоперов спешат предложить им воплотить мечту на отдельном участке, иногда даже с коммуникациями в виде дороги, газа и света. Но в этот момент и покупатель и продавец забывают, что человек в основном живет коммуникациями другого рода – общением, участием и поддержкой. И как ни удивительно, их тоже можно заложить на стадии архитектурно-планировочного решения, как обычный газопровод! Просто нужно изучить опыт тех людей, которые уже проходили по этому пути.

Я готов выслушать заявления про «не тот менталитет» и «у нас так никогда не будет».

Комментарии

0
Picture?type=square
Виктор Колодин 09 апреля 2013, в 12:25

но нет же у нас слова «ходибельность»?
- теперь есть :)

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 09 апреля 2013, в 13:19

Вернуть бы в текст ссылку на оригинал Хартии http://www.newurbanism.org/newurbanism/principles.html

Ответить
0
1p7qt7t3ete
Иван Сидоренко 09 апреля 2013, в 13:57

Хорошие принцицы! И когда ожидать их внедрения в пригородах Тюмени?)

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 09 апреля 2013, в 14:03

а ты в пятницу не видел?

Ответить
0
Img 386211 normal
Владимир Андреев 09 апреля 2013, в 14:20

Строят что попало, все равно купят, дефицит играет немалую роль. Свой дом я хочу, но коттеджные поселки меня не вставляют совершенно, как-то иначе я их себе представлял. Какой же это отдельный дом, если до соседнего огрызком можно докинуть, коммунальная квартира загородного типа скорее

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 09 апреля 2013, в 14:44

так нет за городом никакого дефицита. И купят далеко не все, куча недостроев, которые никто не покупает

Ответить
0
Tdcsjc4iakm
Игорь Лукин 09 апреля 2013, в 15:48

Вчера на эту же тему размышлял – такое бы планирование подошло для микрорайонов наших. Манхеттен в миниатюре – действительно. Всё в шаговой доступности, парк посередине и для пешеходов. Ну и парковки-парковки-парковки :)

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 09 апреля 2013, в 16:00

микрорайоны – это те же пригороды, вытянутые вверх. Их проектируют более-менее, поэтому с шаговой доступностью там лучше. Основная проблема хранение машин и маятниковая миграция – утром из, вечером в. Но в микрорайонах много коммерческих объектов, найти работу рядом с домом шансов несравнимо больше чем в пригороде. А в поселках с этим совсем глухо, только в город ездить

Ответить
0
Picture?type=square
Kristina Tedikova 09 апреля 2013, в 16:01

“Если все это применять вместе, жизнь будет сладка, а места эти будут богатеть и дух человечий воспарит в них.”
О, мечтаю жить в таких местах.
Не знаю, что там с менталитетом, в такой подаче эти принципы выглядят вполне реализуемыми.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 09 апреля 2013, в 16:36

немножко вольный перевод “Taken together these add up to a high quality of life well worth living, and create places that enrich, uplift, and inspire the human spirit.”

Ответить
0
Picture?type=square
Анна Морозова 09 апреля 2013, в 18:03

текст прекрасен, хорошо бы к обсуждению подключились те самые, “не поминаемые лихом” девелоперы :-)

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 09 апреля 2013, в 19:22

девелоперы подключатся, когда можно будет внятно определить запрос общества. Земля стала доступная, а люди сами пока не поняли чего хотят, то ли тишины и природы, то ли общества и комфорта. На западе, где сабарбия 70 лет как состоявшееся явление, тоже еще единого мнения нет.

Ответить
0
Picture
Андрей Васильков 10 апреля 2013, в 11:10

Стоит ли нам брать за основу концепцию написанную более 30 лет назад, там где люди (для нас) ходят вверх головами? Нужно самим подобное родить. А пока все ваши желания разбиваются о реальность.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 10 апреля 2013, в 14:15

Андрей, а какую концепцию вы берете для Ожогинского проекта? У вас что-то уже разбилось о реальность? Опишите

Ответить
0
Picture?type=square
Анна Морозова 10 апреля 2013, в 15:05

так и не будет его (единого мнения) никогда, Аюр – люди-то все разные, и желания у всех разные…другой вопрос, что нужен компромисс, но и его девелоперы не хотят (не могут?) искать и предлагать

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 10 апреля 2013, в 16:07

Анна, компромисс или разнообразие

Ответить
0
Picture?type=square
Анна Морозова 10 апреля 2013, в 19:42

пока что мне представляется, что именно компромисс

Ответить
0
Small ca8ab1dc b29b 42cf a7da e3c17cdf4330
Артем Кушнир 10 апреля 2013, в 21:58

А мне кажется, в обществе такой лживый “общественный договор” – говорить, что девелоперы ищут компромисс. Девелоперы ищут только одного – возможности продать и получить прибыль. Ничего другого за душой у бизнеса (и не только девелоперского) нет.
Поэтому если у народа есть представления о том, как должно быть “бохато” – так и будут строить и продавать.
Для тех, у кого денег поменьше – участки по 6 соток “с развитой инфраструктурой”, для тех, у кого денег побольше – владения в несколько гектаров, “где вас никто не побеспокоит”.
Проблема, о которой говорит Аюр, глубже – она в обществе, которое еще не прошло период насыщения и оперирует исключительно “понтами”. Вот было понтово иметь дом в Патрушево – и строили там замки, и пофиг, что по любой нормальной логике жить там неудобно и страшно.
То же самое с современными поселками – мы боимся обидеть ненароком девелоперов, у которых есть одна задача – продать и нажиться на этом участке земли как можно больше.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 10 апреля 2013, в 23:42

ты прав в том что у бизнеса задачи свои, у местного сообщества – свои, у властей свои. Хорошо то, что эти задачи могут иметь общее поле, где все могут договорится. В Тюмени землей занимаются не инопланетяне, и (к великому счастью) не москвичи, а местные, которые хорошо связаны с муниципальными властями.
За пару лет худо-бедно прошли этап дороги-свет, подбираются к газу. Я здесь очерчиваю то, с чем мы столкнемся на следующих этапах и что в этом плане уже наработано.
Эти принципы в большей степени требуют именно планирования, а уже потом денег, причем не обязательно больших. Землей занимаются вполне вменяемые люди, которые тоже ищут пути продать не столько дороже, сколько быстрее.

Ответить
0
Picture?type=square
Анна Морозова 10 апреля 2013, в 22:30

Артем, так ведь я и не утверждаю что девелоперы ищут компромисс – наоборот, они не хотят или не могут (не могу знать этого точно) его искать и находить. а компромисс – именно между желаниями потенциальных покупателей,причем достаточно неясно оформленными и своими чисто коммерческими интересами.

Ответить
0
Small ca8ab1dc b29b 42cf a7da e3c17cdf4330
Артем Кушнир 10 апреля 2013, в 22:52

коммент товарища Василькова (хотя товарищ ли он нам?) убедил меня в этом всецело, Анна.

Ответить
0
Picture
Андрей Васильков 11 апреля 2013, в 9:11

У нас немного другая специфика. Все таки это комплексная застройка хоть и 4-х этажных, но все же многоквартирных домов. Это некое сочетание городского жилья и загородного. С другой стороны многое из того что перечислено в вашей статье находит отражение в проекте. Нет какой то конкретной концепции, просто стараемся сделать район максимально удобным для проживания. А специфика в том, что чем ближе мы к описанной Вами концепции тем дороже квадратный метр. А рынок в Тюмени не на столько велик и главный критерий выбора у покупателей пока остается “Стоимость”.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 11 апреля 2013, в 11:42

А что там такого дорогого? Только рельсовый транспорт, да и черт с ним, никто его особо не требует. Партнеровский проект в Ожогино я еще не видел, судить не берусь. А большинства проектов планировки территории тех кто продает участками направлены на упрощение проезда к дому. Это значит что? – 3 м полоса + 1,5 обочина + 1,5 кювет умножаем на 2, на тротуар места еще не выделили, а из участка уже 20-25% выпали на проезды. Дорога с твердым покрытием – очень недешевое удовольствие в строительстве и в содержании. А делать проезды в грунте без окювечивания и отсыпки пустая трата денег, корыто с грязью. ньюурбанисты предлагают поставить большой гараж на въезде в квартал, а дальше пешочком. На выходе это дает более плотную, но одновременно комфортную застройку, и больше объектов для продажи и экономию на содержании проездов. У пешеходных дорожек нагрузка несравнимо меньше

Ответить
0
Picture
Андрей Васильков 11 апреля 2013, в 9:21

По поводу компромисса. Диалог будет тогда – когда обоим сторонам он понадобится. А пока не появится достойная конкуренция, пока не увеличится доступность жилья, пока не появиться у людей уверенность в завтрашнем дне и они начнут думать не о том – где бы подешевле купить( бери сейчас что есть, а то завтра не будет или будет дороже), а о том как здесь будут жить их дети и сколько будут платить за содержание например, до тех пор можно полагаться только на личные материальные качества единичных директоров строительных компаний, которые думают не только о выручке но и немножко о своих земляках и их жизни. Но это единицы.

Ответить
0
Picture
Андрей Васильков 11 апреля 2013, в 9:34

Правильно подметил Артем. Нам нужен период насыщения. Нужна культура владения недвижимостью. А сейчас к сожалению 80% покупателей новостроек и домов – переезжают туда из хрущевок или панельных домов 80-х годов, из бараков в новом-уренгое или надыме. Для них наличие неподалеку (700 м) большого магазина и школы уже верх комфорта.

Ответить
0
Picture
Андрей Васильков 11 апреля 2013, в 15:48

Хорошая идея по поводу перехватывающей парковки. Но ведь каждый житель пытается подъехать прямо в свои ворота, к подъезду. Ну на крайний случай чтоб сигнализация ловила.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 11 апреля 2013, в 16:56

20 лет назад сотовый телефон у школьника был абсурдом, 15 лет выдачу потребительских кредитов считали утопией (“у наших людей не тот менталитет”), ипотека в обиход вошла не так давно (“20 лет – столько не живут!”). Жизнь меняется быстро, а практика показывает что с наши люди не глупее паровоза, можно работать как и со всеми остальными. Даже если они выросли в Уренгое и Надыме

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Участки купят воспитанные и культурные люди
0
Пять самых распространенных недоделок загородного дома
0
Только для своих
3
Топ-5 крепостей и замков Тюмени
8
Где в Тюмени продают участки для индивидуального строительства
2
Про окологию
4
Где в Тюмени дорого продают дома
2
Автомобиль – друг или враг?
26
Дом мечты
20
Как жить детям за городом
28
Без центра
4