Banner

Автомобиль – друг или враг?

В дискуссиях о проблемах современных городов и пригородов в целом, и Тюмени в частности, роль главного врага человечества отводится автомобилю. Занимает место, загрязняет атмосферу, приводит к гиподинамии и ожирению. Не так давно Антон Макаров сотоварищи гонял стада этих животных по 6-му микрорайону и написал целый свод советов по борьбе и усмирению железных коней. Я, как певец загородной жизни, по идее, должен быть противником автомобилей. Но не все так просто.

Ангел и Демон

Говорят, двадцатый век – это химия, ядерная бомба и космос. С высоты человеческого роста (или с моей обывательской точки зрения), двадцатый век – это автомобиль, холодильник и сотовый телефон. Но без первого нет смысла во втором и третьем.

Противоречивую оценку обществом автомобиль унаследовал от главного идеолога автомобилизации населения планеты Генри Форда. Он действительно Американский Идол. В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», которая планомерно и по-ученически аккуратно воплощается в жизнь уже несколько десятков лет, летоисчисление ведется от года выпуска модели Форд-Т. Потребление возведено в культ, символом потребительского бога выступает Генри Форд, а вместо крестного знамения люди осеняют себя знаком «Т».

В жизни реальной отец автомобилизации оставил еще более неоднозначный след. Он установил самую большую дневную ставку – 5 долларов при фиксированной смене 8 часов, отечески заботился об условиях жизни рабочих и до 40-х годов наглухо запрещал профсоюзы на своих предприятиях. Может и не зря, эти профсоюзы в итоге Детройт и угробили. Форд был единственным американцем, которого Гитлер с восхищением упоминал в своей книге «Моя борьба». Но главный принцип Форда был «Автомобиль должен быть дешевым». Именно это позволило ему захватить ненасыщенный рынок и сделать машину верным спутником человека.

«Едешь один – везешь Гитлера!». Американский плакат времен второй мировой, призывающий подвозить друг друга для экономии бензина

Родной отец загородного дома

Без появления массового автомобиля нет пригородов в их сегодняшнем понимании. В доавтомобильную эпоху за городом могли быть либо слободки вокруг предприятия, либо фермы. Форд, кстати, жил на ферме под Детройтом. По легенде, он хотел сделать дешевый автомобиль, чтобы обитатели ферм могли чаще ездить в город. Когда появляется возможность добираться из загородного дома на работу в город – появляется классическая сабарбия. Вспомним эталонного американца, Гомера Симпсона: свой дом, неработающая жена, две машины, трое детей, собака.

В России массовая автомобилизация тоже началась в 90-х. Многие, из ныне живущих, еще помнят проклятье дачной электрички. Для нового же поколения, с появлением автомобиля, дача из страдания с целью пропитания стала привлекательным местом отдыха. Мало у кого возникнет мысль о постоянной жизни на природе без возможности при первой необходимости сгонять в город. Машина позволяет запасаться продуктами, возить в ремонт оборудование, доставлять стройматериалы мелкими партиями. Без машины за городом как без рук, и даже как без ног.

Кокон комфорта

Сегодня личный автомобиль для горожанина является продолжением его квартиры. Это уютная капсула, которая позволяет ограничивать контакты с представителями человеческой популяции вне помещений. Это так, без иронии. Общественный транспорт, при всей его полезности для городских пространств, экономичности, прогрессивности и т.п. еще долго будет проигрывать машине. «Слышишь? Слышишь? Тебя не слышно! Я в автобусе! Говори громче! Слышишь?». Что бы быть комфортными, автобусы должны ходить полупустыми. Чтобы окупать себя, автобусы должны ходить набитыми. Разрешение противоречия лежит в области дотаций перевозчикам, бюджета и общественного договора. Большинство людей в такие дебри лезть не хочет и, при первой возможности, перепрыгивает из автобуса за руль персонального авто.

Добираться на работу час, это много или мало? Все относительно. Из Восточного в пробке на автобусе – очень долго. По Червишевскому тракту вдоль лесов и полей, под любимую музыку на хорошем авто – как одно мгновение. Пробка? Москвичи в пробках на айпадах кино смотрят. Мороз, дождь, ветер, снег – меня не касается, я в домике. Самовыражение, статус, удобство, приватность и свобода передвижения – никакая экология не перевесит этот набор бенефитов.

Цена свободы

Чем мы расплачиваемся за этот комфорт? Нет, я не буду говорить за экологию, цену бензина и грабеж в авторизованных сервисах. Главная проблема, это то, о чем я всегда упоминаю в своих колонках – десоциализация, утрата соседских связей, опустошение публичных придомовых пространств. Перемещаясь из точки в точку в стеклянно-металлическом пузыре, отгораживаясь от округи прозрачным барьером, мы утрачиваем власть над улицей. Но свято место пусто не бывает. Здесь воцаряются бомжи, агрессивные подростки, улицу на вполне понятном основании будут считать своей приезжие рабочие и их семьи – они ж тут все своими руками строили.

Но виноват ли в этом именно автомобиль? Совершенно неожиданно в его оправдание высказывается самый яростный защитник пешеходных улиц Джейн Джекобс в неоднократно упоминаемой мною книге «Смерть и жизнь больших американских городов»: «Размышлять о городских транспортных проблемах в терминах противостояния пешеходов и машин, сосредотачиваться на их разделении как на главной цели – значит подходить к вопросу не с того конца. Забота о пешеходах неотделима от заботы о городском разнообразии. В отсутствие разнообразия жители больших заселенных территорий, вероятно, лучше чувствуют себя в автомобилях, чем на ногах. Неуправляемые городские пустоты не имеют никаких преимуществ перед неуправляемым городским транспортом». Иными словами, у человека должен появиться резон выйти из машины, и это должны быть не только запреты, налоги и штрафы за неправильную парковку.

Что для вас автомобиль? Что мы можем сделать, чтобы сохранить тот комфорт, который он нам дает, и не потерять улицу, от которой он так заботливо нас охраняет? Или маршрут «из двери в дверь» – это и есть то будущее, от которого не стоит прятаться?

Комментарии

0
Picture?type=square
Irina Permyakova 14 мая 2013, в 15:57

В городах должен быть общественный транспорт, а личные автомобили – для перемещения в отдалённые районы и пригороды.

Вот интересно, как в Нью-Йорке дела обстоят? Там много машин, однако личный автомобиль вовсе не маст-хэв для преуспевающего горожанина, или я ошибаюсь?

А какой есть опыт других больших городов? Типа, зоны ограниченного доступа для автомобилей, зоны закрытые для частного транспорта? Мне кажется, противопоставление полной автомобилизации и набитых автобусов упрощает и демонизирует вопрос. Надо рассматривать позитивный опыт больших городов. К счастью, Тюмень – не во всём ещё пионер и полигон)

Что касается повода выйти из машины, они есть даже в Тюмени, у нас в центре сейчас очень миленько гулять, даже в непогоду.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 14 мая 2013, в 16:17

Ира, а ты водишь?

Ответить
0
Picture?type=square
Светлана Мусатова 14 мая 2013, в 16:10

IMPONIT FINEM SAPIENS ET REBUS HONESTIS – все хорошо в меру, как говорили древние. И автомобиль в том числе. Чем меряем? Альтернативными издержками. Я готова использовать авто только там и тогда, когда невозможно передвигаться/перевозить детей и тяжести по-другому.Лютая суровая зима, а дите везти на другой конец города – я на авто. Весна, солнышко и +17, как сегодня – и мы гуляем пешочком. Это две крайности, а вот когда промежуточные варианты – тогда срабатывает комплекс факторов. Были бы тротуары за объездной – ездила бы я в свой любимый офис и по первому снегу, а так – извините, грязь по горло, еще и приходится ехать по дороге и мешать всем водилам. Были бы нормальные развлечения в шаговой доступности – и никто не возил бы детей “в Горсад на аттракционы”. Собсно – все так, чем комфортнее городская среда, тем больше шансов на коммуникацию и тем меньше авто. Тут встает вопрос: – Matrix have you или мы сами хозяева своей судьбы? безропотно плывем в струе, покупая вслед за соседом каждому члену семьи авто, или что-то предпринимаем, чтобы изменить ситуацию, сделать окружающую себя среду комфортнее? тут уж каждый решает сам.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 14 мая 2013, в 16:18

Зима для меня была очень важным фактором. Дюже хреново на остановках когда ветер

Ответить
0
1p7qt7t3ete
Иван Сидоренко 14 мая 2013, в 19:03

Я автомобилем пользуюсь в разумных пределах. На работу – общественным транспортом, тем более, что мне ехать и туда, и обратно приходится не в часы пик. Летом не велике езжу иногда (до работы от дома всего 8 км). В магазины затариваться, на какие-нибудь съёмки в выходные – на машине) В будни жена ездит, но ей по работе нужно. И ездит она не всегда много.
Вообще, конечно, автомобили – это зло. Тот, кто опустил свой зад в сиденье автомобиля, уже вообще больше ни ногой в общественный транспорт… И уж тем более пешочком лишний раз не пройдётся, лучше уж постоять с такими же в пробке. Отсюда не только пробки, но и дворы забитые тачками, пыль и грязь от дорог. Хотя наш общественный транспорт – ещё не каждый вытерпит))
Видел недавно демотиватор прикольный на эту тему – многокилометровая пробка такая в каком-то мегаполисе на мегаразвязке, машины стоят прям по 8 рядов в одну сторону, полнейший ад и многочасовой стояк на дороге короче и подпись “автомобиль – это свобода!”)

Ответить
0
Picture?type=square
Мария Хицунова 14 мая 2013, в 20:18

Первую машину мы купили когда я одичала в декрете))) Она дала нам возможность передвигаться с дочей куда захочется. Дочь выросла, а руль я больше уже из рук не выпускала. Я не люблю общественный транспорт за нередко неприятное соседство. Предпочитаю в пробке, но в своей машине, чем быстро, но на общ.транспорте.
Очень долго патриотично поддерживала российского производителя, но недавно все-таки изменила ему с европейцем)) ощущений приятный масса, что уж тут говорить.
И несмотря на пробки и забитые дворы, автомобиль для меня-свобода. Свобода задержаться до ночи у друзей и не бояться, что не доберусь до дома ночью. Свобода в возможности не таскаться с сумками. Свобода петь песни во все горло с дочерью пока куда-нибудь едем))Любим мы машины. У нас в семье их три: для дачных работ, на автомате для комфортной езды по городу и по трассе и механика, чтобы погонять и прочувствовать все процессы)

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 14 мая 2013, в 22:19

значит – выхода нет? пол-миллиона личных машин в тюмени в перспективе?

Ответить
0
Small ca8ab1dc b29b 42cf a7da e3c17cdf4330
Артем Кушнир 15 мая 2013, в 0:47

Аюр, построения теоретические про то, как влияет на среду автомобилизация, конечно, хороши, и захватывают дух.
Но применительно к тюменской ситуации могу с уверенностью сказать – на активную автомибилизацию Тюмени в последние годы повлиял ценовой пузырь на рынке недвижимости. Пансионаты, у которых стоят припаркованные джипы и седаны бизнес-класса – обычная картина. А почему покупают машины? Да потому что деньги как бы есть, но цены на недвижимость таковы, что денег как бы и нет. И что остаётся? Ездить в Египет да покупать машины.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 15 мая 2013, в 9:00

Может и правда, как уже много лет утверждает ИБХ, появляется ниша для цивильной аренды? Доход есть, а на хату все равно не хватает

Ответить
0
Picture?type=square
Helen Trembach 15 мая 2013, в 2:02

Мне кажется, что велосипеды могли бы составить неплохую конкуренцию автомобилям в теплое время года, но все как обычно… Ничего для этого у нас не приспособлено! Да и если бы сделали велосипедные дорожки – попробуй оставь свой велик возле магазина на полчасика… Неспокойно? Не то слово… А так было бы хорошо – и фигура и экология в порядке.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 15 мая 2013, в 8:58

Не, нормально велики оставляются на замочках. Не такие дорогие детали, чтобы их воровать системно. Многие отмечают, что в Тюмени велосипедеров много, и кататься лучше чем в других городах. По крайней мере заваленый бордюр на переходе для съезда вызывал восторг у многих приезжих.

Ответить
0
Picture?type=square
Виктор Колодин 15 мая 2013, в 11:16

Заваленный бордюр отнюдь не для велосипедов, а для детских и не детских колясок. А велосипедист будь добр, слезь с коня и веди его через переход под уздечку :)

Ответить
0
Picture?type=square
Kristina Tedikova 15 мая 2013, в 12:44

Велосипед-велосипедом, но не забываем о:
1. зиме,
2. бесконечных дождях с грязью, когда не зима,
2. случаях, когда хочется выглядеть не по-велосипедному,
3. поездках с детьми,
4. передвижениях для людей с ограниченными по здоровью или возрасту физическими возможностями.

Так что велики – это хорошо, но в корне они проблему не решат, они охватывают-то только долю передвигающихся и только в какую-то часть года, не самую у нас продолжительную.

Ответить
0
K4r4bekdiua
Лев Черемухин 22 мая 2013, в 11:14

за себя отвечу
1. езжу зимой, до -23 `C, причем с комфортом, нигде не дует, не скользко. слабое место – найти хорошие перчатки. а вообще, очень весело и красиво, люди идут, закрывая лицо от метели, скользят и падают. машины в пробке. а ты едешь себе))
2. есть спец одежда
еще раз 2. такси, автобус.
3. есть детские кресла, либо такси, автобус, друзья с машиной.
4. видел инвалида на трехколесном байке (вроде стелс) – перекресток республики-холодильной и в гудвине. что-то вроде церебрального у него.

так что позволю себе не согласиться с вами.

Ответить
0
Picture?type=square
Мария Хицунова 15 мая 2013, в 9:03

Точно. а то приходится велосипед использовать не как средство передвижения а как развлечение, круги наматывать по какому-нибудь мало-мальски асфальтированному парку.

Ответить
0
Picture?type=square
Helen Trembach 15 мая 2013, в 2:03

И да! Полмиллиона машин в Тюмени это наша перспектива.

Ответить
0
Small 4743ba8c ce45 46ed ab74 60bf4da62bb4
Данила Фатин 15 мая 2013, в 9:45

У нас какая-то безвыходная ситуация развивается. Иметь автомобиль дорого и, в связи с усугубляющимися пробками, не комфортно. С автобусами та же беда. До комфорта далеко.Хотя я не придирчивый. Я легко подстраиваюсь под любые неудобства.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 15 мая 2013, в 14:50

вот из-за таких как мы с тобой приспособленцев молчаливо творятся мерзопакостные паскудства, планета гибнет и лифты зассаны

Ответить
0
Picture?type=square
Kristina Tedikova 15 мая 2013, в 12:41

Мне казалось, что есть ещё одна очевидная возможность, которая, оказывается, не такая уж очевидная. А на такси никто не хочет ездить? Те, кому тяжело в автобусах, зато почти по карману личный автомобиль?

У меня нет личного автомобиля, но я не раз задумывалась о его приобретении. Если отложить “экологическую” составляющую такого решения, есть например, экономическая. Я открыла, что иногда расходы на приобретение (автокредит, зачастую) и на содержание личного автомобиля оказываются неразумно выше, чем, например, передвижения по городу на такси. Надо грамотно, разумно всё просчитать.

Я понимаю, что это не супер-личная коробка. Но сегодня уже можно выбирать уровень комфорта в такси, в зависимости от цены. Кто-то, покупая, потратит поменьше, и будет кататься на “классике”, в такси это будет вариант “555555”, кто-то может потратить больше и кататься в более комфортабельной машине, в такси это будет уровень такси “220-220” и повыше.

Мне кажется, такси — это вполне жизнеспособный способ уменьшить количество лишних личных авто в городе.

Есть ещё один важный, как мне кажется вариант, ты его картинкой проиллюстрировал: Car-Sharing Club.
Во-первых, я слышала, что несколько лет назад одна тюменская компания выплачивала сотрудникам денежную компенсацию за то, что они на регулярной основе подвозили коллег на работу. И мой знакомый каждое утро возил в своём авто двоих-троих коллег. Это же на две-три машины на улицах Тюмени меньше! А если все компании такое введут? Ну или люди сами начнут договариваться о таких подвозах? Вариант, но увы, пока не слишком жизнеспособный, пресловутая ментальность, все дела.
Я где-то читала, что в том же США работала схема: жители пригородов добираются на работу вместе, небольшой компанией на одном авто, там ставят его на стоянку и разъезжаются по офисам на метро. И им такую схему не работодатель навязал, они сами так решили и договорились. Если я верно всё помню.

То есть, на мой взгляд, решение проблемы есть, и не одно. Но все они, на мой взгляд, упираются в тупик под названием “мне надо, чтобы у меня было своё!”. Это ведь не только про машину, с недвижимостью та же беда. Люди, молодые, ниже среднего зарабатывающие, влезают в жуткие не по карману ипотеки и проживают целые жизни в никуда в крошечных комнатушечках из-за вполне объяснимого желания иметь пусть плохонькое, но своё. Хотя оно не своё, а банка. Мне кажется, если бы люди немного отошли от привычного образа суждений, что “хоть плохое и не по карману, но моё” всегда лучше, чем по карману и арендованное (как такси, например), это бы многое поменяло в устройстве города. И не только.

И тут ещё один важный аспект: чтобы, например, пользоваться автомобилем совместно, по типу car-sharing club, это ведь надо, в первую очередь, научиться общаться, договариваться, идти на компромисс. Может, в этом самая большая загвоздка? У меня, как у пешехода лишённого тротуаров и пешеходных дорожек, складывается впечатление, что автолюбители, в своём большинстве, приобретают личное авто именно для того, чтобы больше уже ни с кем не договариваться, ни о ком не думать, жить по своим собственным правилам, как во время движения по проезжей части (многие водители на таких жалуются), так и во время парковки. Так что получается, что проблема не только в узких границах восприятия, в привычных шаблонах мышления, но и в нежелании признавать, что этот мир, город, дом, квартира предназначены не только для меня лично, что тут имеют право жить и другие существа, люди, и я просто обязан научиться жить вместе с ними, а не так, будто вокруг никого нет.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 15 мая 2013, в 14:48

Вот, например дискотека в трамвае http://youtu.be/NWdjLwqZK1w

Ответить
0
Picture?type=square
Виктор Колодин 15 мая 2013, в 18:30

Автомобиль, это всё-таки комфорт. Но в черте города, увы не скорость. И если бы была возможность жертвовать комфортом в пользу скорости, думаю многие бы эту возможность использовали. Но у нас в городе её нету. Нет отдельных линий для общественного транспорта, нет велосипедных дорожек. Поэтому при альтернативе ехать с комфортом в пробках и без него в тех же пробках все выбирают первое.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 16 мая 2013, в 11:23

На мой взгляд, не все так печально. Автобусная полоса на республике в центре есть. В общественном транспорте пора переходить от количества к качеству.

Ответить
0
Picture?type=square
Виктор Колодин 16 мая 2013, в 12:34

Одной улицы Республики мало, надо чтобы везде, где автобусы. А то некоторые маршрутки по дворам жилых домов примыкающих к магистралям пробки объезжают, чтобы в график уложиться.

Ответить
0
Mwpbd nco8m
Георгий Арч-Штурдумц 16 мая 2013, в 10:22

После того как меня за последние сутки четырежды чуть не сбили на пешеходном переходе, причем три раза еще поддали газу и сердито зыркнули из своей тюрячки на колесах, я окончательно решил что машины водят только нервные, злобные и пакостные людишки.

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 16 мая 2013, в 11:21

На всю тюменскую область 440 тыс легковых автомобилей, 31,5 тысяча человек в прошлом году получили права. Тебе с нами жить

Ответить
0
K4r4bekdiua
Лев Черемухин 22 мая 2013, в 11:27

еще один пример вспомнил: верхняя пышма – екатеринбург. утром люди едут на работу, забирают на остановках (их 2 популярных) людей (20 руб/человек) везут до станции метро в екате. вечером в обратку, но вечером уже стоит очередь из машин, люди домой не торопятся, и хотят сэкономить, дождавшись маршрутки

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Участки купят воспитанные и культурные люди
0
Пять самых распространенных недоделок загородного дома
0
Только для своих
3
Топ-5 крепостей и замков Тюмени
8
Где в Тюмени продают участки для индивидуального строительства
2
Про окологию
4
Где в Тюмени дорого продают дома
2
Дом мечты
20
Как жить детям за городом
28
Без центра
4
Новый урбанизм и Тюмень
27