Banner

Записки пришлого: почем пакет в супермаркете?

Приехал я в Тюмень в апреле. «Столица деревень» встретила меня холодным утром. Пришлось прямо в аэропорту надеть куртку. Снег, который еще лежал под деревьями, дал понять: здесь тебе не привычная Турция, где люди уже ходят в одной рубашке.

Холод так холод, подумал я, и поехал в снятую заблаговременно квартиру. Выспался, захотелось позавтракать, и я пошел в ближайший супермаркет. Набрал продуктов и подошел к кассе. «Пакетик нужен?» – вопрос кассирши удивил. Ну, а как мне еще донести купленный товар до дома? Ответил, понятное дело, утвердительно. «Три рубля». Сперва я ничего не понял. То есть понял, что надо заплатить еще три рубля, но не врубился зачем.

В Турции, после оплаты товаров, специальные люди возле кассы сложат твои покупки в пакеты (их количество не ограничено вовсе) и, если пожелаешь, донесут все это до твоей машины. Разумеется, совершенно бесплатно! Просто они так благодарят тебя за то, что ты выбрал именно их супермаркет, и надеются на твои повторные визиты сюда. Вроде очевидно и по всем правилам рыночной экономики.

Экология и забота о ней, понятия, конечно, ясные. То, что продажа пластиковых пакетов нежелательна с точки зрения экологов, и то, что эти самые, вроде безобидные, пакетики загрязняют окружающую среду своим фантастическим сроком разложения в 400 лет, не вызывает сомнения. Но, извините, об этом ли заботятся хозяева тюменских супермаркетов? Очень сомневаюсь. Это было бы настолько удивительно, что я прямиком пошел бы к ним и пожал бы им руку всем подряд. За заботу о будущем нашей общей планеты. Но…

Представьте себе картину: вы идете покупать автомобиль. Счастливы уже от такой красивой покупки, все оплатили, хотите сесть за руль своего нового красавца. И в этот момент вас просят заплатить за те несколько литров бензина, которые залиты в бак машины, чтоб вы хотя бы смогли доехать до ближайшей бензоколонки. Знаю таких вспыльчивых людей, которые в такой момент не то чтобы нешуточно удивятся, а просто любезно вернут автомобиль в салон и заберут свои кровные обратно. Назло себе и этому «мелочному» автосалону. И пойдут в другой, где к клиентам относятся более любезно.

Нашел что с чем сравнивать, скажете? А разница-то небольшая. Трехрублевый пакет по отношению к покупке продуктов за 2–3 тысячи рублей практически соотносим по стоимости с ценой нескольких литров бензина к цене автомобиля. Просто владельцы магазинов должны понять: покупателя надо благодарить. Супермаркетов немало, они на каждом углу почти. И не стоит рассчитывать лишь на тех, кто живет рядом. Особенно это касается огромных торговых центров. Просто надо умерить чувство своей алчности. И не просить у клиентов какие-то 2–3 рубля за пакет, себестоимость которого не превышает 10–20 копеек, может и того меньше.

Но вернемся к экологии. Во многих развитых и не очень странах продажа пластиковых пакетов полностью запрещена или же нежелательна. Есть страны, где за ввоз такого товара можно даже сесть за решетку. Защитники окружающей среды советуют запасаться авоськами или же ограничиться бумажными мешками. Но поверьте, я не представляю, как можно ходить целый день всюду с авоськой лишь из-за того, чтобы по дороге домой вечером купить что-то на ужин в магазине. А вот бумажный пакет может стать выходом из ситуации. Если только не будут продавать его за 10 рублей. Бумага-то дороже будет. А желание урвать еще немного от покупателей никуда не пропадет.

Сделав покупку и удивленные глаза кассирше за просьбу заплатить за пакет, я вышел из супермаркета. И пошел домой по обочине дороги. Автомобили выстроились аккуратно в ряд в ожидании разворота на другую часть улицы. Опять начал сравнивать поведение тюменских водителей с турецкими. Но об этом в следующий раз.

Комментарии

0
Picture?type=square
Irina Permyakova 17 сентября 2013, в 10:26

Гусейн,очень интересно узнать какие-нибудь не очевидные для туриста подробности жизни Турции. Например, про отношение к женщинам, к религии, к мужским парикмахерским, к любезности в сфере сервиса и вне её, про традиции, связанные с едой, с чаепитием. С интересом будем ждать новых колонок!

Ответить
0
Small d4aaa082 58c0 4dfb af26 e9c7270635fd
Гусейн Исмаилбейли 17 сентября 2013, в 10:51

Спасибо огромное за комментарий. Постараюсь охватить все указанное в следующих колонках.

Ответить
0
Small 242d071d 0b52 4e8e 9075 0c8a9245b374
Лев Черемухин 17 сентября 2013, в 11:11

в Тюмени одно время, вроде, в начале 2000-х были пакеты бесплатными. с полгода-год. На моих глазах мамаша после покупок вместе с дочкой лет пяти подошла на пустующую кассу и забрала все пакеты, что там лежали. Вообще, отличительная черта некоторых наших сограждан – бессовестная эксплуатация бесплатных бонусов. Вспомнить раздачу подарков любую – мороженного, колбасы – это давки. вспомнить давку на Хадынском поле, когда погибло 1360 человек за бесплатные кульки с подарками.

Ответить
0
Small d4aaa082 58c0 4dfb af26 e9c7270635fd
Гусейн Исмаилбейли 17 сентября 2013, в 11:41

Лев, это легко регулировать. Сейчас же те же пакеты не лежат так, чтобы покупатели могли взять их, пусть за деньги, пачками. Кассир может достать в разумных количествах в зависимости от покупки. Не так ли?

Ответить
0
Small 242d071d 0b52 4e8e 9075 0c8a9245b374
Лев Черемухин 18 сентября 2013, в 16:31

возможно, скоро что-то и изменится. в 90-х в тюмени не было ни одной целой дороги, теперь это прекрасный город. всё меняется, может, и вернут бесплатные пакеты. в макдональдсе же выдают бумажные бесплатно)

вообще, торговля пакетами – отдельная статья дохода. сомневаюсь, что пачка из 50 пакетов обходится владельцам дороже десяти рублей, а продают они каждый по пять.

что-то делать для людей в первую очередь начнут франшизы, во вторую – собственники, занятые любимым делом, семейным бизнесом и т.д. для которых важно оставить о себе приятное впечатление. основную массу торгашей это не беспокоит, всё равно они сменят вывеску при первом серьезно отравившемся покупателе, как у нас делается в суши-барах и прочем общепите. владельцы данных заведений экономят на всём, чем можно, и когда они просят вас заплатить за пакетик, не стоит думать, что они перестали вас уважать. они и не начинали.

Ответить
0
Small d4aaa082 58c0 4dfb af26 e9c7270635fd
Гусейн Исмаилбейли 18 сентября 2013, в 16:37

Лев, это печально конечно, но невозможно не согласиться.

Ответить
0
Picture?type=square
Sergei Klevtsov 18 сентября 2013, в 19:33

От бесплатных пакетов вряд ли откажутся. Выручка сотни миллионов рублей только в одной торговой сети. Разве им такие деньги не нужны? Ниже ссылка на статью от этого года, но там цены другие, на деле пакет 3р, большой 6р. Бесплатные пакеты сейчас встречаю только в Ашане и Бэхетле.

http://finance.rambler.ru/news/economics/125828170.html

Ответить
0
Small d4aaa082 58c0 4dfb af26 e9c7270635fd
Гусейн Исмаилбейли 18 сентября 2013, в 21:57

Сергей, это в Тюмени?

Ответить
0
Small 9c163fd3 9d86 4bd0 9659 2d04163ee486
Иван Литкевич 21 сентября 2013, в 12:02

Полиэтиленовый пакет – самый продаваемый товар в России, Гусейн. Это ярчайший пример применения технологии перекрестных продаж. Не в чистом виде, конечно, но тем не менее. Вы зашли в магазин купить сигареты, вам тут же подсовывают зажигалку. Намерены купить шарф, вам тут же суют шляпу. Купили кофе, вот вам сахарок. При таком раскладе не навариться на пакетах просто глупо.

Ответить
0
Picture?type=square
Vyacheslav Kuznetsov 26 сентября 2013, в 2:07

Во всех странах, где я был (их немного, но тоже показательно) – везде пакеты закладываются в стоимость покупки. И везде (подчеркиваю, везде) тебе помогают эти покупки разложить по пакетам. Это либо делает сама кассир, либо как в Египте – есть отдельный человек, который за копеечку все тебе аккуратно сложит.
У нас кассир – люди с чувством собственного достоинства. Им улыбнуться-то сложно, не то что помочь тебе упаковать покупку или что-то типа того.

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Permyakova 26 сентября 2013, в 9:45

Слава, это правда, кассиры у нас часто бывают суровыми, а ещё ужасно медлительными, как в “Спаре” рядом с нашим офисом. Но мне кажется, винить в этом надо не их, а руководство магазинов. Любезное обращение, развернуть пакет, сложить в него покупки – это часть делового этикета, который либо продуман и оговорен в компании, либо хозяевам он не нужен.

Ответить
0
Small d4aaa082 58c0 4dfb af26 e9c7270635fd
Гусейн Исмаилбейли 26 сентября 2013, в 10:08

Здоровая конкуренция – единственный путь для развития. Как самого бизнеса, так и культуры общения с клиентами. А когда в радиусе 1-2 км и так некуда пойти покупателю… тут уже законы джунглей правят балом)

Ответить
0
Picture?type=square
Vyacheslav Kuznetsov 26 сентября 2013, в 12:36

увы-увы

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Записки пришлого: курили, курим, будем курить?
3
Записки пришлого: о платных дорогах
0
Записки пришлого: наши люди в булочную...
6
Записки пришлого: про «дорожного волка»
4