Кнопка «Шедевр», или Почему я не пользуюсь Инстаграмом?

Я не пользуюсь Инстаграмом. Вроде, невелика доблесть: ну, не хочешь ты регистрироваться в самой популярной системе обмена фото- и видеозаписями, ну и черт с тобой. Однако, все не так просто.

В фотографии всегда существовала шутка, что борьбу за потребителя выиграет та компания, которая изобретет для своих фотоаппаратов кнопку «шедевр». Вуаля! Кевин Систром и Майк Кригер в 2010 году (точнее, в начале 2011, но пусть будет десятый для красоты отсчета) подарили всем Инстаграм как универсальное средство обмена фотографиями и видеозаписями, где буквально нажатием пальца можно из плохонькой «фотки» сделать едва ли не высокохудожественное произведение. Усугубил ситуацию в дальнейшем тот факт, что приложение было понятно, доступно и работало как на айфонах, так и на андроидах.

Мечта: каждый владелец смартфона, а их насчитываются уже многие сотни миллионов, мог заняться «творческой фотографией». В смысле, снять подружку со сложенными «уточкой» губами, а то и просто свои немытые ноги, применить к этому безобразию «арт»-фильтр, и наслаждаться положительными отзывами в сети Инстаграм. «Инстаграмно» начали снимать даже свадьбы: фотографы, чтобы молодожены сильно не долбили их в ожидании полноценных фото с торжества, стали скидывать вновь образованным семьям «свадебный репортаж» с мобилы. Для затравки, ткскзть. Тем более, что утвердившиеся в России стандарты обработки свадебных фото удручающе мало отличаются от простеньких фильтров Инстаграма.

Вроде бы, отчего тут расстраиваться? Ну, ладно мне, я ретроград и могу дрожать за свое место, которое вот прямо сейчас займут все эти таланты из народа. Но, самое-то удивительное: не занимают. Инстаграмм выявил совершенно парадоксальную особенность человеческого существа: даже если дать человеку кнопку «шедевр», человек не станет делать шедевры. Если вы посмотрите Инстаграм, вы поймете очень грустную вещь: да, там в секунду ставится более пяти сотен «лайков» и пишется почти сотня комментариев. У меня есть коллега, было время, когда он даже бутерброд не съедал, не поместив фотографию несчастного блюда в Инстаграм. Однако, такое безумное количество фотографий не меняет, увы, одного – количества ДОСТОЙНЫХ фотоизображений. Однажды на одном тюменском форуме мы спорили с начинающим фотографом, насколько уместен и нужен Инстаграм. В итоге решили сходить вместе на выставку таких фотографий, чтобы прояснить предмет спора. Мы реально нашли среди сотен картинок с десяток очень хороших фотографий. Когда я спросил своего оппонента, нужен ли был для этих снимков Инстаграм с его фильтрами, он ответил: «Конечно, нет».

Вот тут и кроется проблема: создатели сети Инстаграм приучают нас к мысли, что «вам надо нажать на кнопку – все остальное сделаем мы!» Если кто не в курсе, этой фразе буквально 110 лет в обед: это рекламный слоган компании «Кодак» начала XX-го века. Всегда коммерсанты пытались сделать фотографию чем-то простым, чтобы ее жрали и покупали все. Но долгое время им мешали чисто механические проблемы: то фиксаж фотографу надо было мешать, то спирт пить, чтобы спастись от ядовитых веществ, которые использовались в цветной фотографии.

С появлением цифровых камер все упростилось. Тем паче, что о покупном «Фотошопе» в России рассказывали, но мало кто эти рассказы воспринимал всерьез. Но, однако же, все эти диафрагмы и прочие фильтры «фотошопа» для большинства людей были лишней нагрузкой, занудством, отвлекавшим от главного, что движет человеческим сообществом. То есть не давали легкости самовыражения.

И тут пришел Инстаграм. Дорогу ему проторила экономика, ведь, говоря словами лучшего телеведущего России Владимира Познера, «россияне никогда не жили так хорошо, как сейчас». Он говорил о материальном достатке. Этот материальный достаток сделал возможным то, во что я бы никак не поверил десять лет назад: 12–15-летние девчонки едут в автобусе и болтают по телефонам ценой со среднюю зарплату. Проблема в том, что самосознание, самокритичность наша не выросла вместе с доходами. В фотографии главное – не чем ты снимаешь, а что ты хочешь сказать. Что хочет сказать зрителям девочка 18 лет, демонстрирующая на весь мир призывно сложенные бантиком губки? У меня есть версии, но они непечатны. Сытый, обеспеченный человек хочет оставить след в истории, ведь бороться за существование ему уже не надо. Просто не знает, как. А тут ему камеру дали в телефоне, да еще и «художественных» фильтров накрутили. И кажется, что вот оно, бессмертие. Рядом. И что подружайка с оттопыренными губами и тупым взглядом – она отлично будет смотреться в музее «Метрополитэн» рядом с фотографиями Леннона и Йоко Оно.

Ан нет. Не будет. В Инстаграме масса очень хороших фото. Многие из них лучше, чем я могу надеяться когда-либо снять. НО. Если в бочку слить сотню литров грязной и один литр ключевой воды, что получится? То же и с Инстаграмом. Гениальные работы теряются на фоне серого ужаса. Инстаграм дал каждому возможность сделать шедевр, но он не научил своих пользователей разборчивости. Ведь это просто, снять красивую девушку на мобилу, а потом протащить ее изображение сквозь все фильтры, пока оно не изменится до неузнаваемости. А вот показать ее характер через снимок – это еще суметь надо.

Недавно я посмотрел в тюменской научной библиотеке (та, что и Ельцина, и Менделеева) выставку спортивных фотографий замечательно тюменского фотографа Владимира Огнева. Там жизнь, там драма, там эмоции и кадры, которые хочется пересматривать. И да, Володя Огнев не пользуется Инстаграмом. Ему не нужны костыли, чтобы увлечь зрителя. Того же я желаю каждому, кто приобрел телефон с фотокамерой. Вам костыли не нужны. Они для тех, кто любит нелепо выпячивать губы.

Комментарии

0
Edeurpl8l 0
Павел Захаров 16 октября 2013, в 16:23

Люто плюсую, но инстаграммом пользуюсь. В основном, чтобы делиться дурацкими надписями, ради которых доставать зеркалку лень.

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 17 октября 2013, в 0:32

Мнение профессионала, и поэтому выглядит оно немного странно. Ведь Инстаграм – совсем не для профессионалов. Он для обычных людей, которые делятся со своими друзьями красивыми или забавными фотками, летописуя свою жизнедеятельность. То есть упрёк примерно такой же, если бы писатель-профессионал написал: “Я не пользуюсь Твиттером и Вконтакте, потому что шедевры там не создаются!”. Ну так и не для шедевров существуют социальные сети. А исключительно для общения – просто кому-то удобнее общаться текстами и комментами, кому-то – фотками и видосами.
Хотя, я так понимаю, Михаила задели попытки (которые есть даже в нашем городе) “сделать” инстаграм искусством – проводить выставки, вздыхать и так далее. Тут соглашусь – такие попытки и мне кажутся бредом.
И у меня вопрос к Михаилу – а вот есть такой фотограф Георгий Пинхасов, и у него есть инстаграм. И там такие фотки, как бы сказать.. ну в общем Пинхасов показывает, что и с помощью фильтров можно делать искусство. Как вы относитесь к таким попыткам?

Ответить
0
Small 7f55fd57 14a9 4d43 871f 7f2f00ada27f
Михаил Калянов 17 октября 2013, в 3:29

Артем, все просто: любая система влияет не только на профи, но и на общечеловеческий тренд. Инстаграмм довел цифровую фотографию до совершенства: теперь думать и придумывать не надо вообще, на все есть Инстаграмм. То есть он упростил упрощенное до крайности. Это плохо: это отвлекает от самообразования. Пройдись по Инстаграмму: много там Пинхасовых? Я тебе еще сотню хороших имен, публикующихся в Инстаграмме, подкину. Но это та ключевая вода, которая не меняет общий “аромат” бочки.
Что же до именно Пинхасова…Видишь ли. Пинхасов вообще пронырливейший персонаж, он даже в “Магнум” сумел прощемиться на фоне интереса к советской фотографии, да так и остался "единственным “русским” в “Магнуме”. Но он стал великим (реально великим, он гений) фотографом ДО того, как завел инстаграммовскую учетку. То есть кнопка “шедевр” ему уже была не нужна. Просто он опять, как и всегда в жизни, грамотно воспользовался модным трендом.
Я же говорю о другом: масса людей открывают для себя Инстаграмм одновременно с фотографией вообще, и на нем затыкаются. Зачем читать, зачем расти, если инстаграммчик все за тебя сделает?

Ответить
0
1p7qt7t3ete
Иван Сидоренко 17 октября 2013, в 11:09

Миша, ты как-то слишком принципиален. Ну кто тебе сказал, кто, что в мире должны быть только высокохудожественные фотографии? Инстаграм навряд ли задумывался как инструмент, с помощью которого очень хорошие фотографы могли бы делиться с миром очень хорошими фотографиями. Это средство для любителей, всего лишь для фиксации каких-то фактов из жизни, быстрый и удобный способ поделиться с миром. Зачем ты ко всему приплетаешь профессиональную съёмку и т.п. – не понятно) Целиком и полностью поддерживаю пример Артёма с писателями и твиттером)
И да, ты ещё переживаешь за то, что, мол, общий уровень восприятия фотографии сильно падает с популярностью инстаграма. Боюсь, что это тоже не так) Понимаешь, даже если все люди научатся отличать шлако-фотки от хороших достойных фотографий, если любой человек в мире сможет тебе разложить фотографию “по косточкам”, очень глубоко рассказать о её содержании и т.п., всё равно люди не избавятся от желания делиться с друзьями простыми “фотками” из своей жизни. Не всем же дано хорошо снимать, даже, если есть полное понимание фотографии. Ну вот, представь, если бы вместо фото в инстаграме были бы рисунки, и я мог бы бесконечно сильно разбираться в живописи, но вот не дано мне рисовать и как думаешь, что бы я там рисовал?)
А культуру потребления фотографии развивай, кто тебе на даёт?) Больше фото хороших и разных!) Вот ты почему свои фото-то не выкладываешь нигде?))

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 17 октября 2013, в 12:43

Сто пятьдесят лет назад, наверное, живописцы так же крыли фотографов

Ответить
0
Picture?type=square
Евгений Мусияченко 17 октября 2013, в 16:24

Михаил, я тоже кидаю фотографии в инстаграм и не вижу в этом ничего зазорного. Мне так проще. И я не считаю их плохими, учитывая что я снимаю 17 лет и преподаю фотографию. У меня просто нет времени на нормальную обработку в фотошопе или лайтруме. https://www.facebook.com/musiyachenko/media_set?set=a.514671271926417.1073741830.100001506468458&type=3

Ответить
0
Picture?type=square
Евгений Мусияченко 17 октября 2013, в 16:28

И кстати, очень сложно из прямоугольного кадра вырезать квадрат, приходится хорошо подумать как скадрировать

Ответить
0
Picture?type=square
Евгений Мусияченко 17 октября 2013, в 16:38

И все зависит от того что кидаешь в инстаграм. Выпяченные губки это одно, а фотографии это другое и инстаграм поверьте их не портит. Прошу посмотреть по ссылке которую я кинул. Мне за свои работы в инстаграм не стыдно

Ответить
0
Small 7f55fd57 14a9 4d43 871f 7f2f00ada27f
Михаил Калянов 17 октября 2013, в 17:52

Евгений: “В этом альбоме нет фотографий”.

Ответить
0
Picture?type=square
Alexandr Shadrapa Maslov 17 октября 2013, в 23:49

Годный наброс.
Автор во многом прав, но такие же обвинения можно предъявить всем, снимающим на ставшие доступными зеркалки.

Ответить
0
Small 7f55fd57 14a9 4d43 871f 7f2f00ada27f
Михаил Калянов 18 октября 2013, в 16:39

Есть минута – попробую ответить.
1.Ваня Сидоренко. Ты понимаешь, что тренд создают единицы, но оформляется он массами? Инстаграм, по сути своей, дает куче людей ложную уверенность в том, что фототворчество – это ЭЛЕМЕНТАРНО, надо лишь выпросить у папы денег на айфон. Причем ты сам своими бутербродами нивелируешь все то, что снимаешь вдумчиво и со смыслом. Тебя же не видно за Инстаграмом.
2.Евгений Мусияченко. Преподавать фотографию – это хорошо, наверное. Скажите, ЗАЧЕМ Вам инстаграм? Он делает фото лучше? Он помогает Вам продвигать свое творчество? Вы привлекли внимание кураторов музея “Метрополитэн”? Да ну нафиг. Инстаграм позволяет Вам предельно просто самопиариться и продвигать свои фотоуслуги. Это очень популярная сеть, и Вы молодец, что так грамотно строите свою работу по поиску клиентов. Только, как говорит один мой коллега, “к фотографии это отношения не имеет”.
3.Аюр Ербактанов. Знаете, в чем кардинальная разница между фотографией и живописью? В живописи руки должны быть прямые, там очень сложно исправить косяки, дорого очень. А Инстаграм – это как если бы за живописца работал принтер.
4.Общее. Известно, что любая общественная система стремится к упрощению. Это касается любого языка, касается это и фотографии. Но, согласитесь, приятно послушать грамотную речь, особенно на фоне общества, повально забывшего собственный язык, не умеющего использовать инверсию и даже не понимающего, что это за чушь такая. Так и в фотографии. Инстаграм – это упрощение уже упрощенного. Александр Маслов выше сказал, что любой человек с камерой сейчас имеет большую легкость творчества, чем когда-либо. В принципе, правильно. Важны нюансы. Помните мультфильм “Валли”? Помните, как там передвигались “земляне”? Это и есть Инстаграм: еще немного, и в погоне за беззаботностью окончательно разленившихся “юзверей” производители снабдят всех мобилами, где камера будет автоматически снимать, что она посчитает нужным, сама применять “творческий” фильтр и сама кидать в ту соцсеть, куда посчитает более правильным. Человеку не останется даже отбора: замчем отбирать, если весь этот фотоспам, валящийся в сеть со скоростью сотни кадров в секунду, все равно никто никогда не запомнит?

Ответить
0
Picture?type=square
Mark Shpilsky 18 ноября 2013, в 15:45

Это еще что! Вот блоги – дааа… Теперь любой может urbi et orbi, а не только литераторы! Вообще-то не худо бы цеховую систему возродить, а то мы так бог знает до чего докатимся: журналисты фотографировать начнут, фотографы – писать.

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Не мешайте суп сапожной ложкой
0