Banner

Кто последний в очереди за памятником?

У людей пишущих есть такое понятие, как «графомания». Слово нелицеприятное и даже ругательное. Ну попробуйте назвать «графоманом» литератора, стабильно выпускающего по книге в год. Ведь обидится на всю жизнь, перестанет здороваться и будет переходить на другую сторону улицы, только завидев силуэт обидчика. Ладно, если человек умный, – прекратит писать. А если недалекий, ведь продолжит строгать по книге в год, свято веря, что если не великий писатель, то по крайней мере его «произведения» получат хотя бы историческую ценность у потомков через несколько десятков лет. И будут по его книгам изучать нравы тюменского общества в дисциплине «литературное краеведение».

Между тем огромное количество графоманов, не подозревая о своем литературном бездарстве, продолжают засе… простите, засорять просторы Интернета. Далеко не пойдем, вот прекрасный образец, как писать нельзя. Я уж не говорю о такой поэтической клоаке, как «Стихи.ру». Но то Интернет, особенно жить не мешает – отрубил провод и наслаждайся настоящей поэзией в тиши комнат. А вот окружающее нас пространство – не Интернет, его одной кнопкой не отрубишь.

Намедни в областной столице открыли очередной «памятник» – земскому доктору. С помпой открыли, с приглашенными VIP-персонами, с громкими речами. Только почему назвали «земским», ума не приложу. Ну именовали бы «памятник» – «участковому терапевту» (боюсь, для многих собравшихся «земский», как «мадагаскарский» – далеко и непонятно). Да бог с ним, ничего против «земского» по большому счету не имею. Вот только это уже третий (не сбиться бы со счету) памятник за последние полгода в Тюмени и окрестностях. До этого был памятник социальному работнику на территории психбольницы, а еще до этого – почтальону в самом центре города с ошибкой на конверте. Это уже просто какая-то эпидемия памятства.

Не знаю, есть ли у скульпторов понятие, подобное графомании, но иначе эти сомнительные скульптуры не назовешь. И ведь скажи, что это так и есть – возразят, мол, скульптура символизирует героический труд врача, почтальона, социального работника. Скажи, что монументальности в этом ноль, так тебе ответят – это не памятник, а малая архитектурная форма. МАФ – вот синоним графомании в скульптуре. А что такое МАФ? Так стоит почитать многочисленные релизы о благоустройстве областного центра – через строчку найдете. МАФ не требует утверждения какого-нибудь творческого совета или союза деятелей, не требует выделения огромного участка земли, не памятник же. А синонимов у МАФа много – детская площадка, скамейки и прочие незатейливые вещи, дополняющие городской пейзаж, даже урна для мусора. Вот просто железная урна – «не комильфо», а вот, скажем, в форме унитаза, уже «найс», уже МАФ. Что же получается: урна, символизирующая героический подвиг земского врача; урна, символизирующая героический подвиг почтальона; урна, символизирующая героический подвиг социального работника.

Конечно, могут мне возразить, мода на установку сомнительной художественной ценности городских скульптур не с Тюмени началась. У нас сейчас в стране что не город, то обязательно памятник сантехнику найдете. Но чтобы понять всю абсурдность ситуации, ее надо довести до абсурда. Почему отдельной «урны» удостоились только эти уважаемые профессии? В России принят Общероссийский классификатор профессий. Могу ошибаться, но наткнулся на следующую цифру: классификатор содержит перечни из 5491 профессии и 2598 должностей. Это сколько же памятников в Тюмени можно установить! А еще, помимо законом утвержденных профессий и должностей, есть специализации. Одних только менеджеров всевозможных не одна сотня – менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по персоналу и т.д. и т.п.

А чем хуже, скажем, хирург, офтальмолог, гинеколог, стоматолог, ухогорлонос того же земского врача? Разве их профессии менее героичны? Разве они каждый в отдельности не достойны памятника при жизни? Говорят (сам не видел), что в известном тюменском магазине «Пассаж» в конце девяностых прошлого века его владелец установил свой позолоченный бюст. А чем хуже Иван Иванович Иванов, Петр Петрович Петров, Сидор Сидорович Сидоров владельца «Пассажа»? Разве они недостойны позолоченного бюста при жизни? А ведь есть еще Иван Петрович, Петр Кузьмич, Сидор Каземирович и еще миллиард комбинаций из имени, отчества и фамилии. Так и представляю себе Тюмень лет эдак через дцать, где ступить будет невозможно, чтоб не столкнуться лицом к лицу с очередным скульптурным «шедевром».

Не хочу проводить историческое сравнение, но все-таки попробую. При царе не жил, как там памятники и скульптуры устанавливались, не ведаю. Но вот власть советскую застал. И там было не без абсурда – достаточно вспомнить хрестоматийную «бабу с веслом» в каждом городском парке. Но ведь в те годы существовало и представление о монументальности, о скульптуре как произведении искусства. Ведь была хоть какая-то классификация того, кто достоин памятника, за какие-такие заслуги.

Самый известный пример. Герой СССР или соцтруда удостаивался при жизни бронзового бюста у себя на малой родине. А чтобы получить звание героя и сейчас надо совершить подвиг. То есть наравне с гипертрофированной пропагандой здорового образа жизни в виде все той же «бабы с веслом», существовало и вполне осознанное представление о подвиге, о славе, о героизме. Действовали и имели реальную силу творческие союзы, которые при всей их предвзятости, все-таки не выпускали в свет откровенную халтуру. А что сегодня? Поизмельчали! И творческие союзы, и представления о подвиге, о славе, о героизме. Вот и строгаем, что придется и как придется. И если вас устраивает жить в подобном городском пространстве, в таком случае – кто последний в очереди за памятником?

Комментарии

0
Picture?type=square
Irina Permyakova 21 октября 2013, в 11:56

Искусствоведы, устраивающие выставку “Урал”, отмечают, что монументальное искусство в наши дни вообще подзачахло, потому что художникам не дают больших заказов, а сами они не могут купить каменную глыбу или отлить огромный памятник из бронзы. Деньги на все перечисленные скульптуры собирают “всем миром”, немудрено, что останавливаются на бюджетных вариантах.

Мне кажется, как и всякий городской объект, эти скульптуры – отражение нынешней городской реальности. Вот такой у нас город, такие горожане, нам нравятся золотые кошки и почтальоны, опускающие письма в почтовые ящики…

Должна сказать, у золотых кошек и прочих маленьких объектов есть обратная сторона. Когда я была ребёнком, мы с дедушкой ходили в Житомире к памятнику Шелушкову. Кто такой Шелушков я вот сейчас только что погуглила, а в детстве он был просто неким городским местом, где дедушка проделывал неизменно эффектный фокус: "Закрой глаза, протяни руку и скажи: “Дядя Шелушков, дай конфетку!”. И дедушка кладёт мне в ладошку конфетку… В Тюмени таких мест почти не было. Город, где много статуй, памятников, мемориальных танков, самолётов, фонтанов, скверов был для меня большим и прекрасным, а Тюмень была утилитарной, серой, не для прогулок.

Я вспоминаю об этом, когда моя дочь просит пойти “к кошкам”, карабкается на них, разглядывает, здоровается… Жаль, что городская скульптура у нас убогая, но хорошо, что она начала появляться. Глядишь, через сто лет дозреем до чего-то высокохудожественного.

Ответить
0
Small b1f21533 b700 4598 9119 6745f0ad27da
Игорь Филатов 21 октября 2013, в 12:34

А если не дозреем?

Ответить
0
Small 6d68c730 2d85 436d a397 f3f470b88fd8
Аюр Ербактанов 21 октября 2013, в 14:11

соглашусь с Ирой. Культурный перфекционизм ничего не родит. Чем жить в ожидании гения, можно каждый год открывать скульптуру и сравнивать ее с предыдущими. Это хорошо и для скульпторов и для жителей. В стамбуле в музее античности выставлены как шедевры, так и горы не самых удачных работ. Они тоже служили свою службу – стояли у домов, на углах, в надгробиях. Думаю, если мы будем видеть в скульптурах ремесло, а не божью благодать и отпечаток в истории, количество достойных объектов увеличится, но и проходные работы никуда не исчезнут.

Ответить
0
Small b1f21533 b700 4598 9119 6745f0ad27da
Игорь Филатов 21 октября 2013, в 14:41

Аюр, так не вопрос, давайте отведем для них место определенное, назовем его, например, сад скульптур. И пусть там каждый художник изгаляется, как может. Но вы хоть на минуту представьте Тюмень, всю изгаженную подобными монументами. Ведь пока транспорта было мало, никто и о пробках не говорил, проблемы такой не существовало. А как только наступило всеобщее благоденствие, вдруг все вспомнили, что город на такое количество машин рассчитан не был, и мол проблему надо было начинать решать не сегодня, а лет 20 назад. Это пока подобных шедевров немного, и они не бросаются в глаза, все вроде нормально. Давайте еще?!

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 21 октября 2013, в 15:52

Памятники надо делать из гипса – чтобы в случае массового недовольства население спокойно бы забивало скульптуры камнями, не оставляя от них камня на камне.

Или предусмотреть временный характер скульптур. Поставили – постояла год, опросили население – как вам рядом с ней?

Ответить
0
Edeurpl8l 0
Павел Захаров 21 октября 2013, в 22:27

Я не думаю, что каждому “творцу” надо давать возможность самовыразиться. Ставить памятники ради того, чтобы хоть что-то стояло, тоже не надо. Я думаю, что каждый скульптор должен иметь определенный авторитет в культурных кругах, хотя бы города. Ну или как минимум, иметь одобрение со стороны жителей этого же города. У нас же этих скульпторов никто не знает, поправьте, если я не прав…

Ответить
0
Small 9c163fd3 9d86 4bd0 9659 2d04163ee486
Иван Литкевич 22 октября 2013, в 21:05

На общественных слушаниях, советах местных жителей, гоповских сходках, планерках СМИ ничего подобного не обсуждается. Попробуйте опередить на шаг вперед скульпторов, которыми вы недовольны. Ничего подобного. Скорее будет тысячу раз сказано про “милую маму” с “кирпичом, символизирующим…” на голове.

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Госуслуги в электронном виде одна профанация?
0
Верной дорогой идете...
0
PR бесплатным не бывает
19
Да здравствует «тотальная безграмотность»!
0
Теорема Пифагора
0
Закодированные
1
Спасибо … за наше счастливое детство
0
В страховой выплате отказать
0
О социальной ответственности бизнеса
3
Дубликат бесценного груза
0
Дело на четыре километра
0
Как гаишники «примостились» на Ялуторовском тракте
1