Banner

Записки пришлого: о платных дорогах

В Тюмени строятся новые дороги, путепроводы, мосты. В планах – еще два новых моста через Туру. Откуда взять деньги на очень нужные центру области проекты? Как аналогичные проблемы решаются за рубежом?

В России на повестке дня ввод в эксплуатацию платных дорог. Они давным-давно существуют в разных странах и приносят немалый доход бюджету. Я пользовался этой системой в Стамбуле и расскажу на турецком примере. В мегаполисе, половина которого располагается в Европе, а другая – в Азии, немало платных дорог. Владельцу автомобиля необходимо купить в банках карточку HGS (система скоростного проезда) и наклеить ее на лобовое стекло машины. Когда проезжаешь пункты на дорогах, где установлены считывающиеся устройства, слышишь тихий сигнал, уведомляющий о том, что машина переехала на платную дорогу и с вашей карточки списаны деньги. Особенно актуальны карточки при переезде через мосты, которые связывают европейскую часть города с азиатской. Хотя Тюмень и находится на одном континенте, но ситуация больно схожая, неправда ли? И тут река, мосты и те же самые пробки на них.

До января 2013 года в Стамбуле пробки на мостах были легко объяснимы, так как еще не была введена система автоматического считывания карточек, а были специальные турникеты со считывающими устройствами. Длину пробок и время, потраченное на очереди у турникетов, представить нетрудно. А вот новая система не требует никаких остановок и лишних телодвижений. Правда, цены на проезд и на сами карточки просто кусаются. Для малолитражек сама карточка HGS в банках стоит 15 долларов США (примерно 500 рублей). Но одновременно существует гибкая система скидок – за количество проездов, при покупке самих карточек и т.п. Водители, у которых закончились средства и которые проехали через платные дороги с «пустой» карточкой, могут оплатить долг в течении семи дней. Надо всего лишь внести необходимую сумму на карточку. Опоздавшие будут платить штрафы и пени.

Бюджет государств получает от платных дорог колоссальную прибыль. И грех не пустить эти средства на строительство новых дорог, мостов и на ремонт уже существующих. Другими словами, дороги окупаются без вливания дополнительных бюджетных средств, которые можно потратить на другие важные цели.

В столице Азербайджана Баку тоже давно обсуждается вопрос ввода системы платных дорог. В данный момент платным является въезд только в Крепость и на территорию аэропорта. В планах строительство грандиозного 14-километрового моста над бакинской бухтой. Под этот проект, который подготовили южнокорейские специалисты, планируется выделение 1,8 млрд долларов. Но в последнее время склоняются больше к идее тоннеля под морем. Дорога избавит бакинцев от многочисленных пробок в центре города и также будет платной.

Как видно, решение проблемы строительства новых мостов через Туру и новых широких дорог в Тюмени на поверхности. Конечно, старые мосты и дороги должны оставаться бесплатными, а тот, кто любит комфорт — будь любезен заплатить. Ведь рыночной экономики без этого не бывает.

Комментарии

Колонки этого автора

Записки пришлого: курили, курим, будем курить?
3
Записки пришлого: наши люди в булочную...
6
Записки пришлого: про «дорожного волка»
4
Записки пришлого: почем пакет в супермаркете?
13