Banner

Верной дорогой идете...

На прошлой неделе, 13 января, вся общественность отметила очередную годовщину российской печати. В едином порыве СМИ поздравляли депутаты, главы городов и губерний, руководители пресс-служб и рекламных агентств, бизнесмены, крупные и не очень компании. Редакционная почта пестрела от поздравлений, словно в предновогодние дни. И как всегда в этот день у многих возникает потребность поразмышлять, задавшись вопросом — как долго просуществуют традиционные СМИ и вытеснят ли их окончательно новые способы получения и передачи информации?

Самый простой ответ — традиционные СМИ (а под этим мы понимаем не только печатные издания, но и телевидение, радиовещание, интернет-газеты, информационные агентства, которые приспособились к Сети) будут существовать ровно столько, сколько это требуется обществу, но до того момента, пока это приносит прибыль и политическую выгоду учредителям и акционерам.

С другой стороны, наметилась определенная тенденция (характерная не только для российской, но и для всей прессы в целом), когда традиционные СМИ уступают социальным сетям. В первую очередь, по оперативности распространения информации. Зачастую из соцсетей мы узнаем о событиях, причем не только в печатном, но и визуализированном виде, гораздо быстрее информагентств, теле- и радиовещания.

В то же время соцсети трудно заподозрить в какой-либо ангажированности (некоторым больше по душе термин «продажность»), поскольку основным принципом любого пользователя сети является желание рассказать правду и высказать свою точку зрения на происходящее. Более того, у обычного интернет-пользователя есть возможность аккумулировать различную сетевую информацию, проводить первичный анализ и высказывать собственную позицию без оглядки на общественное мнение или определенную группу лиц. А в ходе открытых дискуссий на форумах и в блогах рождается ощущение свободы слова, что редко встречается в традиционной прессе.

В этой ситуации и складывается впечатление, что традиционные СМИ доживают последние дни. Впрочем, у них остается одна очень важная функция, которой нет в соцсетях — обобщения информации, всестороннего анализа, а на основе этого — «наставление паствы на путь истинный», то есть выработка рекомендаций, стратегий и планов действия не отдельных объединенных сетевой платформой и до определенной степени виртуальных блогеров, а все общества или отдельных конкретных общественных объединений. В этих условиях у традиционных СМИ есть один способ выжить — стать корпоративными.

Это, безусловно, влечет за собой ангажированность, поскольку любая корпоративная газета в чистом виде служит пропаганде корпоративной культуры в коллективе с целью максимального, в конечном счете, извлечения прибыли при минимальном вложении средств. Под корпоративностью стоит понимать и слияние СМИ в крупные медиа-холдинги, поскольку в современном мире выжить поодиночке газетам, журналам, теле- и радиоканалам без существенной поддержки частного инвестора или власти весьма трудно. Кроме того, управлять СМИ в составе медиахолдинга с точки зрения проведения некой единой информационной политики проще. Кстати, всем известный либеральный рупор «Эхо Москвы» входит в «Газпром-Медиа Холдинг». А кто владеет «Газпромом», расшифровывать, надеюсь, не надо. Ну и конечно, как бы ни были оперативны пользователи соцсетей, должны быть люди, для которых информация является работой. Каждая хозяйка умеет печь хлеб, но не каждая сможет его испечь так, чтобы можно было продать. И не каждый хлеб вы станете есть за деньги, ведь так? Бесплатно – ещё может быть…

Но корпоративность традиционных СМИ включает в себя и еще одно определение. Это не просто СМИ одной большой коммерческой компании, а выражающие интересы определенной группы людей как корпорации. Ярким примером этому могут служить районные и областные газеты, дожившие с советских времен. Это единственные, пожалуй, массовые СМИ, которые позволяют жителям определенного района или области ощущать себя частью единого целого. Вот и сложный ответ на вопрос — традиционные СМИ не исчезнут никогда, сколько бы могил им не копали.

Комментарии

Колонки этого автора

Госуслуги в электронном виде одна профанация?
0
Кто последний в очереди за памятником?
7
PR бесплатным не бывает
19
Да здравствует «тотальная безграмотность»!
0
Теорема Пифагора
0
Закодированные
1
Спасибо … за наше счастливое детство
0
В страховой выплате отказать
0
О социальной ответственности бизнеса
3
Дубликат бесценного груза
0
Дело на четыре километра
0
Как гаишники «примостились» на Ялуторовском тракте
1