Banner

Татальный дектант

На выходных в России прошёл “Тотальный диктант”. Событие освещалось подробно, иногда даже подобострастно – праздник грамотности, любовь к русскому языку, всё на позитиве. Не отрицая в целом позитивности акции, имею сказать следующее – шумиха вокруг “Тотального диктанта” никоим образом не связана с повышением грамотности населения.

Если вы проводите акции – это всего лишь означает, что системной и планомерной работы нет. Акции появляются там, где надо показать красивый, подходящий для пиара результат-пустышку, где “акционизмом” прикрыто полное отсутствие собственно работы. Ну, представьте такие акции – “Только сегодня! Один день! На нашем сайте интересные новости!” или “Только в марте! Раз в году! Мы выдаем зарплату!”. Шарики, торжественная ленточка, отличный инфоповод. Смешно? До колик. И вряд ли возможно. А вот в случае с грамотностью населения и “Тотальным диктантом” почему-то прокатывает. Девиз этого действа особенно четко показывает, насколько всё запущено – “Писать грамотно – это модно!”. Так и хочется добавить “Писать не мимо унитаза – это модно!”.

Покажите мне человека, которого написание диктанта раз в году сделало грамотным. Да ладно, покажите мне человека, которого ещё в школе написание диктантов сделало грамотным. Диктант вообще форма довольно примитивная, изначально нацеленная на младшешкольников, которым надо установить в мозгу связь между произношением слова и его написанием. Диктант – никуда не годная форма развития грамотности в случае, если речь идёт о письменной её ипостаси. Ваш покорный слуга изучил в вузе предмет “Современный русский язык” и может с уверенностью сказать – всех правил, позволяющих грамотно расставлять запятые, не знают даже профессора, специализирующиеся по этому предмету. Более того, часто русский язык (как, наверное, и любой другой) сопротивляется правилам. Возьмите русскую литературу – практически у каждого крупного прозаика – авторский синтаксис. И этих писателей нельзя назвать неграмотными.

Для меня очевидно, что грамотность человека на письме зависит исключительно от количества и качества текстов, которые он поглощает. Тот, кто много читает художественной или публицистической грамотной литературы – будет и писать грамотно. У меня в практике было несколько примеров, когда средние троечники по русскому начинали писать без ошибок после подготовки, например, к экзамену по русской литературе XIX века. Просто потому, что если ты неделю читал качественную литературу, то в памяти остаётся многое. И если человек не читает – то можно проводить ему “Тотальный дикант” хоть каждую неделю – грамотнее он не станет.

То, что современные люди мало читают – это полбеды. Куда хуже, что они читают некачественные, неграмотные и просто безобразные тексты. Да, я говорю о социальных сетях. Зашел на днях в паблик Вконтакте одной тюменской школы – и волосы у меня зашевелились не только на голове. Русский язык, диалект Т9. Впрочем, что там школьники, если даже в журнале для интеллигенции нынче бОльшая часть текстов посвящена совсем не книгам, а сериалам.

Что делать? Это вопрос не только к школьным учителям, к вузовским преподавателям, хотя и к ним тоже. Выход я вижу, как обычно, радикальный и безжалостный. Надо просто неистово и планомерно гнобить тех, кто пишет неграмотно. Пишешь ты в социальную сеть с ошибками – значит, так относишься к себе, и другие к тебе должны относиться так же. Эта мера будет куда эффективнее “Тотального диктанта”. Именно к этому я вас и призываю. Смейтесь над теми, кто пишет неграмотно. Показывайте на них пальцем. Пусть им будет стыдно.

Комментарии

0
Picture?type=square
Lyubov Gorovaya 13 апреля 2014, в 16:45

Замечательная колонка, Артем)) Я на Тотальный диктант хожу, чтобы почувствовать себя русской. И акция эта для меня не про грамотность, она про объединение людей, говорящих на русском языке.
А что касается задачи сделать людей грамотными, мне кажется, нет у ТД такой задачи. Есть задача показать, что правила русского языка еще что-то значат, что социальные сети и современное школьное образование их не уничтожили.
Да, и еще это действительно модно, как крещенские купания. Ты идешь на ТД, как в крещенскую купель, испытать себя, получить порцию адреналина (диктант сродни экзамену – волнительное действо) и потусоваться опять же. Но все-таки есть и разница: расставит запятые – не в ледяную воду ухнуть. Для этого надо мозги напрягать, а это не бывает зря)

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 13 апреля 2014, в 17:04

Люба, понятно, что каждый находит в этом что-то своё, кто-то и с терапевтической целью ходит. Но это не отменяет того простого факта, что акция прошла – и забыли, а грамотнее от этого никто не стал. Я в данном случае не столько против ТД, сколько против акционизма. Всё превращается в акции – это признак того, что никто ничего не делает на самом деле, во многих сферах.

Ответить
0
Picture?type=square
Tatyana Cheplakova 14 апреля 2014, в 0:48

“Дикант” (как говорится в статье)- это только вершина айсберга. Организаторы “акции” проводят ещё и “Русский по пятницам” – занятия по орфографии и пунктуации. Я согласна с вами, что чтение качественных текстов формирует “автоматическую” грамотность, но ведь не только чтение. Законы русского письма тоже нужно знать. Изучение этих законов и стимулирует Тотальный диктант. А то,что текст диктанта готовит писатель, привлекает внимание к литературе.

Ответить
0
Rnt39ljuaqs
Анна Пигузова 14 апреля 2014, в 1:48

Артем, это так по-русски – гнобить :) И все прям стройными рядами станут стремиться к грамотности. Как сказал Гоцман маршалу Жукову: “Фашисты вон убивали, жгли, а толку?” Люди устроили другим людям приятную игру, а вы так все черной краской. Гнобить… Ну просто фу.

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 14 апреля 2014, в 11:19

Анна, гнобить я предлагаю совсем не организаторов Тотального диктанта, а безграмотных людей )

Ответить
0
Small 7f55fd57 14a9 4d43 871f 7f2f00ada27f
Михаил Калянов 15 апреля 2014, в 13:17

Надо делать скидку на кушнирову лексику. Артем прав, можно сказать не гнобить, а массовым презрением сделать безграмотность явлением позорным. Другое дело, что тренд в обществе задается либо властителями умов, либо просто раскрученными и модными персонажами. Много у нас таких ГРАМОТНЫХ? Мне на память приходит один Чхартишвили, да и тот на властителя умов тянет, разве что, по старой памяти.

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Sysoeva 14 апреля 2014, в 12:55

Что-то противоречие какое-то: как можно стать абсолютно грамотным на художественной литературе, если ты сам говоришь, что там сплошь авторская пунктуация? Разве можно расстановку знаков учить, например, по Цветаевой? Орфографию – да. А вот в изучении пунктуации без диктантов никак. Методика преподавания РЯ тебе в помощь.
А буллинг вообще никогда проблем не решает, особенно в детском возрасте. Это уже основы психологии.

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 14 апреля 2014, в 13:24

Ирина, противоречие тут есть только для тех, кто, как и учителя СРЯ, уверен, что писать правильно можно только по правилам ) Разбор одного предложения классика у лингвиста занимает иногда целую пару ) А предложение при этом пишется правильно за пару секунд ) Насчёт методики преподавания РЯ – что школьная, что вузовская методики совершенно не помогают людям писать правильно. Кроме совсем уж смешных случаев, которые может выучить и идиот – ЖЫ ШЫ и ТСЯ ТЬСЯ. Во всём остальном методика обучения РЯ терпит крах на 90 процентах учеников, а остальные – либо зубрилы, пишущие потом ТД на пять (привет!), либо просто интуитивно грамотные люди )

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Sysoeva 14 апреля 2014, в 13:37

Насчет тупого зубрения правил – согласна абсолютно, невозможно и нереально тупо выучить все правила, а потом вдруг начать грамотно писать. Именно поэтому в школе и в вузе не только и не столько учат правила (кроме самых основных), сколько пытаются помочь понять внутренние связи в предложении (о пунктуации речь, насчет орфографии мы вроде разобрались – это все-таки правила плюс чтение). Если человек начинает их понимать – это и есть так называемая “интуитивная грамотность”, которой не существует на самом деле, просто человек настолько быстро по сложившейся привычке находит и определяет эти связи, что сознательно за процессом не может уследить.

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 14 апреля 2014, в 13:45

Отлично, вот мы и дошли до шокирующего признания – настоящая грамотность бессознательна ) Я, собственно, к этому и вёл )

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Sysoeva 14 апреля 2014, в 13:59

Не бессознательна, а подсознательна. Так же, как и вождение автомобиля, например. Ты не проговариваешь все свои действия за рулем, ты не “читаешь” знаки по формулировке, которая написана в ПДД. Тебе это не нужно, потому что с помощью обучения путем тупой зубрежки ты выучил эти знаки (правила орфографии и пунктуации), а потом с помощью постоянной практики (диктанты, упражнения) довел навык до подсознательного выполнения. Ошибки, кстати, и в том и другом случае чаще всего повторяющиеся, основанные на невыученном или неусвоенном материале. Никакой бессознательной, интуитивной грамотности не существует, иначе бы дети с рождения правильно писали.

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 14 апреля 2014, в 14:19

Твой пример хорош знаешь чем? Ты никогда не выучишь знаки и т.д., если каждый день не ездишь за рулем. Если ты каждый день не читаешь и не пишешь – то от тотального диктанта пользы не больше, чем от ежегодного смотра-конкурса “Паркуемся правильно”.

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Sysoeva 14 апреля 2014, в 14:37

Я вообще-то была не согласна с твоей мыслью о том, что диктант – никуда не годная форма развития грамотности и что исключительно чтение хорошей литературы ведет к грамотности, а не с твоим мнением об этой конкретной акции. Отлично, ты решил, что заниматься диктантами и упражнениями все-таки нужно.
И да, если ты регулярно не занимаешься, ты не напишешь Тотальный диктант. Конечно, он абсолютно бесполезен для таких людей. Если ты не ходишь на тренировки, ты не получишь золотую медаль в Олипийских играх. По твоей логике, Олимпийские игры ничуть не стимулируют заниматься спортом. У меня дочь ходит в спортивную секцию – поверь, 25 детей оттуда – яркий пример того, что какая-то это неправильная логика.

Ответить
0
E 1adc22bf
Максим Колосов 15 апреля 2014, в 4:16

Диктант нужен для проверки грамотности, после проверки видно какие сделаны ошибки и над чем нужно работать. Вот и вся логика о том почему диктант может увеличить грамотность. Зачем так много слов написали вы, господин Кушнер?

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 15 апреля 2014, в 11:42

Молодой человек Максим. Не знаю, насколько вам помог диктант стать грамотным, но судя по тому, что вы даже фамилию собеседника не можете написать без ошибки, не очень )

Ответить
0
Odz0i9yp89w
Иван Прокопенко 16 апреля 2014, в 14:53

Артем, сочтите это за комплимент)

Ответить
0
E 7b00c071
Андрей Фельшев 15 апреля 2014, в 13:48

Аффтор, у вас – 7 (семь!) ошибок! Гнобить начнем с вас?

На выходных (нужен предлог “В”, а не “На”, тогда получается в выходные, а если точнее — в выходной) в России прошёл “Тотальный диктант”. Событие освещалось подробно, иногда даже подобострастно – праздник грамотности, любовь к русскому языку, всё на позитиве. Не отрицая в целом позитивности акции, имею сказать следующее – шумиха вокруг “Тотального диктанта” никоим образом не связана с повышением грамотности населения.

Если вы проводите акции – это всего лишь означает, что системной и планомерной работы нет. Акции появляются там, где надо показать красивый, подходящий для пиара результат-пустышку, где “акционизмом” прикрыто полное отсутствие собственно работы. Ну, (запятая не нужна) представьте такие акции – “Только сегодня! Один день! На нашем сайте интересные новости!” или “Только в марте! Раз в году! Мы выдаем зарплату!”. Шарики, торжественная ленточка, отличный инфоповод. Смешно? До колик. И вряд ли возможно. А вот в случае с грамотностью населения и “Тотальным диктантом” почему-то прокатывает. Девиз этого действа особенно четко показывает, насколько всё запущено (пропущена запятая) – “Писать грамотно – это модно!”. Так и хочется добавить “Писать не мимо унитаза – это модно!”.

Покажите мне человека, которого написание диктанта раз в году сделало грамотным. Да ладно, покажите мне человека, которого ещё в школе написание диктантов сделало грамотным. Диктант вообще форма довольно примитивная, изначально нацеленная на младшешкольников, которым надо установить в мозгу связь между произношением слова и его написанием. Диктант – никуда не годная форма развития грамотности в случае, если речь идёт о письменной её ипостаси. Ваш покорный слуга изучил в вузе предмет “Современный русский язык” и может с уверенностью сказать – всех правил, позволяющих грамотно расставлять запятые, не знают даже профессора, специализирующиеся по этому предмету. Более того, часто русский язык (как, наверное, и любой другой) сопротивляется правилам. Возьмите русскую литературу – практически у каждого крупного прозаика – авторский синтаксис. И этих писателей нельзя назвать неграмотными.

Для меня очевидно, что грамотность человека на письме зависит исключительно от количества и качества текстов, которые он поглощает. Тот, кто много читает художественной или публицистической грамотной литературы (пропущена запятая) – будет и писать грамотно. У меня в практике было несколько примеров, когда средние троечники по русскому начинали писать без ошибок после подготовки, например, к экзамену по русской литературе XIX века. Просто потому, что если ты неделю читал качественную литературу, то в памяти остаётся многое. И если человек не читает (вместо тире нужна запятая) – то можно проводить ему “Тотальный дикант” хоть каждую неделю – грамотнее он не станет.

То, что современные люди мало читают (пропущена запятая) – это полбеды. Куда хуже, что они читают некачественные, неграмотные и просто безобразные тексты. Да, я говорю о социальных сетях. Зашел на днях в паблик Вконтакте

одной тюменской школы – и волосы у меня зашевелились не только на голове. Русский язык, диалект Т9. Впрочем, что там школьники, если даже в журнале для интеллигенции нынче бОльшая часть текстов посвящена совсем не книгам, а сериалам.

Что делать? Это вопрос не только к школьным учителям, к вузовским преподавателям, хотя и к ним тоже. Выход я вижу, как обычно, радикальный и безжалостный. Надо просто неистово и планомерно гнобить тех, кто пишет неграмотно. Пишешь ты в социальную сеть с ошибками – значит, так относишься к себе, и другие к тебе должны относиться так же (здесь также писать нужно слитно). Эта мера будет куда эффективнее “Тотального диктанта”. Именно к этому я вас и призываю. Смейтесь над теми, кто пишет неграмотно. Показывайте на них пальцем. Пусть им будет стыдно.

Ответить
0
Pveaghnuyy8
Mariya Bobrovskaya 18 апреля 2014, в 17:46
Так и хочется спросить у автора статьи: “а вы на какую оценку написали тотальный диктант?”.
Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 18 апреля 2014, в 20:28

из текста легко понять, что я против данного мероприятия, поэтому Тотальный диктант я не писал.

Ответить
0
Pveaghnuyy8
Mariya Bobrovskaya 18 апреля 2014, в 23:04

Спасибо. Ожидаемый ответ. Текст следует читать так: “Я не писал ТД. Но не потому, что струсил. Нет, не подумайте! Я не писал ТД потому, что принципиально против.”.

Кстати, мне всегда казалось, что слово “гнобить” относится к разговорно-сниженной лексике, что в публичных обращениях недопустимо.

Ответить
0
E b9c11f6f
Артём Кушнир 19 апреля 2014, в 11:08

Читайте как хотите ) Логика у вас удивительная. В соответствии с названием проекта – тоталитарная какая-то. Успокойтесь, пишите свои диктанты дальше. А я, извините, не буду.
По поводу сниженной лексики. Вас наверняка удивит то, что использование сниженной лексики в СМИ является обещпринятой практикой. Возможно, вам стоит прочитать исследование Петровой и Рацибурской на эту тему “Язык современных СМИ: средства речевой агрессии”.

Ответить
0
Pveaghnuyy8
Mariya Bobrovskaya 23 апреля 2014, в 12:16

И еще вопрос, если позволите. Как вы собираетесь «гнобить» неграмотных, если быть грамотным – не модно?

Ответить
0
Pveaghnuyy8
Mariya Bobrovskaya 23 апреля 2014, в 11:58

Прилагательное «тоталитарный» не соответствует данному мероприятию ни формально, ни по сути. Наоборот, Диктант – полная противоположность тоталитаризму.
Идея – “давайте соберутся все грамотные и загнобят всех неграмотных”, отдает тоталитаризмом куда больше, чем всеобщий диктант.
Что до моей логики, то написание диктанта – это проверка уровня грамотности. Без подпорок в виде словарей, справочников и автокорректоров. Для человека, чей уровень грамотности во многом определяет профпригодность, ТД – мероприятие довольно рискованное. Не находите? ;)
По поводу сниженной лексики. В современных СМИ меня уже ничего не удивит. У слова «гнобить» есть куда более агрессивные литературные аналоги: «изводить», «издеваться». На мой взгляд, в большинстве случаев сниженная лексика не оправдана. Просто явление из серии “лень подумать”, извините.

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Почему Якушева забрали в Минстрой?
0
Что нам делать со «Счастьем»?
0
Что не так с Пермяковским мостом?
1
Как провести отличный День города
0
Тюменское эхо реновации
0
Продаём Тюменское
0
Спасибо вандалам!
6
Кто нужнее Тюмени – велосипедисты или дети?
7
Тюменский горздрав запретил зубам болеть
3
Почему Тюмень не Куритиба
3
Форум прошел, вопросы остались
17
Без комментариев
3
Точка неадекватности
23
Право на ошибку
17
Ты снова в топе
1
Зомби третьего сорта
4
Лучший город Земли
2
Таких людей больше не делают
6
Как бы чего не вышло
15
Велосипедики
51
Суета вокруг халявы
16
Страна восторженных идиотов
20
Удушливая атмосфера декаданса
29
День Победы – это весело?
36
Баба-Яга всегда против
52
Границы личного
20