Banner

Мечтаю о школе

Моя дочь идёт в школу, и я вдруг понимаю, что страх и ненависть во мне ещё живы. Я неплохо училась, худо-бедно ладила с учителями и одноклассниками. Любила возвращаться с каникул – в новой форме, с чистеньким пеналом. Но окончив школу, я воспылала к ней презрением, даже писала 1 сентября мстительные гадости в газету.

За что я мстила, кого ненавидела? Даже суровая учительница физкультуры за порогом школы оказалась доброй, как моя бабуля, и я радовалась нашим встречам на автобусной остановке.

Через двадцать лет после выпускного я спрашиваю знакомых о чувствах к школе. Треть относится к ней хорошо или нейтрально. Две трети – рады, что к школе отношения больше не имеют, или (это родители школьников) относятся неприязненно.

Моя гипотеза такая: в школе всех учат одинаково одинаковому. Если у тебя не получается «как у всех», ты не чувствуешь себя комфортно. Ты либо остаёшься аутсайдером, либо преодолеваешь себя, что тоже означает дискомфорт.

Секрет, который ты открываешь во взрослой жизни: не существует никакого «как все». Это означает, что в школе к условной норме вынужден подтягиваться каждый. Выходит, очень многим там более или менее плохо.

Выйдя из школы, ты обнаруживаешь, что люди по-разному усваивают информацию. У кого-то развита логика, у кого-то – эмпатия. Один терпеливый, другой – молниеносный. У этого фантазия, у того – дисциплина. Во взрослой жизни каждый находит применение своей сильной стороне, а там, где не силён, пользуется услугами других членов общества. И его никто за это не ругает, не ставит «два», не принуждает «подтянуться».

Но даже во взрослом возрасте выпускники часто забывают, что школьная Вселенная Нормы – картонная декорация, подделка. И они страдают, каждый день обнаруживая, что их жизнь не описана ни в одном глянцевом журнале, ни в одной рекламе, ни в одном фильме со счастливым концом. Они «работают над собой», потому что «у девушки должны быть в порядке причёска и обувь», «мужик должен зарабатывать», «автобусы – для неудачников».

Ещё в школе зарождается миф о Целеустремлённом Человеке. В нём говорится, что если ты постараешься, очень-очень постараешься, по-честному, не жалея себя, то сможешь получить хорошую оценку. Или стать великим, например, художником. Или стать миллионером. Терпение и труд всё перетрут. Соответственно, если ты не отличник и не миллионер, значит, ты ленивый и неусидчивый. Так себе человек, на «троечку».

И должен быть взрослый, который расскажет школьнику, что всё это страшное упрощение. И отличники часто работают в разы меньше троечников, а миллионеры упорно преумножают капитал только потому, что это доставляет им необычайное удовольствие, как вязание или катание на велосипеде.

«Почему я не на этом месте? Что со мной не так?» – это правильный вопрос. Если человек не стал отличником, миллионером или звездой, вероятно, он просто устроен не так. Может, он интроверт. Или деликатный, боится ранить других. Возможно, слава и деньги его не мотивируют. И всё, что надо понять – быть прижизненным кумиром миллионов хорошо тому, кто без этого не может.

Тут любой лайфкоуч скажет, что без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Надо покинуть зону комфорта и не быть тряпкой. «Я смог, значит, и ты сможешь». Но есть вероятность, что он рождён быть коучем, а ты – домоседом. Либо ты получаешь энергию, покидая зону комфорта, либо это не твоё.

Возможно, тебе надо найти эту зону и оставаться там. Перестать глодать себя за отсутствие амбиций. Расслабиться и делать то, что любишь. Для процесса, а не для результата. Гулять с детьми, танцевать, переводить книжку про вомбатов, ремонтировать компьютеры, писать диссертацию. Есть вероятность, что тебе за это будут платить. Можешь даже стать авторитетом в своей области, знаменитым в узких кругах. Если не станешь – хотя бы проведёшь время с удовольствием, и не потратишь свою жизнь на игры по чужим правилам.

Вот идеал школы: за одиннадцать лет ученику помогают понять, что его радует, в чём его талант, от чего он счастлив. Тогда не понадобятся вступительные экзамены в университеты! На факультеты будут приходить только те, кто увлечён историей, менеджментом, архитектурой, и сидит сутками над книгами и проектами, потому что именно это и составляет его главный интерес и удовольствие.

Комментарии

1
Jpgqthfwxo4
Рина Чаровская 31 августа 2016, в 17:25

По-моему, в школе все гораздо проще: надо вникнуть в систему, играть по правилам и получать бонусы, как в квесте или стрелялке. Взрослая жизнь куда более жестока – там никто не будет тебя ругать, хвалить или подтягивать, там нет системы, и если ты не способен сам определять свои рамки, то легко оказаться на дне. Школа опасна тем, что она обещает слишком много гарантий)

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Permyakova 31 августа 2016, в 18:02

Отличная метафора, мне не приходило в голову ее применить к школе. Думаю, она отлично сработает для подростка. Представьте себе, я взрослая тётенька, и то пользуюсь таким способом психологически упростить себе задачу, когда оказываюсь в незнакомой системе, например, в больнице.

Ответить
0
Picture?type=square
Irina Permyakova 31 августа 2016, в 18:06

Что касается взрослой жизни, мне кажется, что она прекрасная, непредсказуемая и всё в твоих собственных руках (и в голове). Мне нравится, что в ней ты не зависишь от каких-то совершенно не близких тебе людей, которые имеют полномочия тебя поучать, опекать, утягивать шарфик и классифицировать тебя.

Ответить

Все комментарии

Колонки этого автора

Зимняя депрессия устарела
0
Как стать №1 в России
0
Записки на пелёнках
0
Чумачечая студвесна
4
Вернуть Новый год
0
Как бороться с ленью?
10
На мозги не жалуетесь?
45
Как стать прекрасной старухой
5
Апология опозданий
17
Помиритесь с родителями!
9
Куда поехать летом? – Никуда!
8
Золотая лихорадка вокруг авторских прав
7
Первая заповедь родителя
2
Отцы и дети в Интернете
0
Бескровное родство
27
Тюмень 2023 года
10
Про матерей и извергов
4
С чего начать воспитание ребёнка
0
Библиотечная маниловщина
2
Как я жевала герань в кукольном театре
4
Мы, Сократ и детский сад
7
О детских книжках, и вообще
0
Спасатели, отбой!
1
Учат дома, учат дома, учат доо-ма…
4
Эссе о подарках
0
Перевозя пенатов
1
Второй шанс
4
Не кидайте в меня камни!
4
Самое полезное изобретение
4
Что лучшее детям?
3
Урбанистика для начинающих
13
Как Маша отвергла консьюмеризм
6