Banner

Про доктора Дао и вонючие ноги: за что выгоняют из самолета

Как авиакомпании выбирают, кому из пассажиров суждено остаться на Земле, если рейс вдруг оказывается переполненным? Этот вопрос до сих пор волнует Северную Америку, хотя с того дня, когда пожилого доктора выдворили с рейса авиакомпании Юнайтед, прошла уже неделя.

Доктор Дэвид Дао собирался лететь с женой из Чикаго в Луисвилль. Посадка на рейс была завершена, когда к стойке регистрации подошли четыре сотрудника авиакомпании. Так стюардессы и пилоты летают на работу – если они нужны для рейса, отправляющегося из другого города.

Чтобы посадить бортпроводников на переполненный рейс, нужно было освободить четыре места. Юнайтед предложила 800 долларов любому, кто согласится сойти с борта самолета и полететь позже. Но добровольцев не нашлось. Тогда компания выбрала четырех пассажиров, которым суждено было остаться в Чикаго. Трое из них покорно покинули самолет. Доктор Дао отказался уходить – в Кентукки его ждали пациенты. Стюарды попытались его уговорить, а когда это не помогло, вызвали службу безопасности аэропорта. Те долго церемониться не стали и вытащили доктора из самолета. Видео инцидента за несколько часов увидели миллионы.

Дэвид Дао потерял два зуба и получил сотрясение мозга. Теперь он судится с компанией и скорее всего выиграет.

Юнайтед по разным оценкам потеряла около миллиарда долларов в результате реакции общества на инцидент. Делу не помог тот факт, что вместо того, чтобы сразу попросить прощения за действия сотрудников и полиции, авиакомпания принялась оправдывать их.

Однако вопрос остается открытым – как такое вообще могло приключиться?

Когда я проходила тренинг в Норвежских авиалиниях, нам рассказали о теории швейцарского сыра. Пусть больших дырок в сыре и много, но все же очень редко они оказываются расположены так, чтобы через весь кусок можно было бы просунуть палец. Аварийные ситуации и любые нестандартные происшествия в авиации происходят тогда, когда «дырки в сыре сходятся». Например, пилот не выспался, устал и не проверил все показания датчиков. Самолет был старый и в этот день требовал особого внимания, но механик заболел. Стюардессы заметили странный запах при посадке, но были в ссоре и не стали это обсуждать. Одна из них хотела сообщить о запахе пилоту, но ее отвлек пассажир, и она не успела. В результате при взлете происходит авария.

Если хотя бы одно из этих событий не произошло, трагедии бы не случилось.

Так и в случае с рейсом Юнайтед. Компания могла предложить больше денег добровольцам – иногда выплаты пассажирам, пересевшим на более поздний рейс, доходят до нескольких тысяч долларов. Если бы выбор пал на другого пассажира, всей ситуации могло и вовсе не произойти. Служба безопасности могла бы обойтись с ним вежливее. Стюардессы, стремящиеся попасть на борт, могли бы подойти на посадку раньше, и тогда «лишние» пассажиры и вовсе не попали бы на рейс. Но все пошло не наперекосяк.

Этот случай привлек внимание общества к проблеме и послужил толчком к серьезным изменениям. Юнайтед установила новое правило, по которому сотрудники компании должны приходить на рейс за час до отправки. Авиакомпания «Дельта» увеличила сумму возможных выплат пассажирам, которых просят остаться в аэропорту, до 10 тысяч долларов. Правительство США всерьез говорит о новом законе, запрещающем высадку пассажиров с рейсов.

На самом деле, секретный список пассажиров, решающий, кому лететь, а кому оставаться, автоматически создается перед каждым полетом. Точно останутся в своих креслах постоянные клиенты и пассажиры первого класса. Не высадят и тех, кто после перелета должен пересесть на другой рейс. Большие семьи с детьми тоже могут не бояться, что в аэропорту оставят кого-то одного. Определенное преимущество есть, конечно, и у сотрудников авиакомпаний.

Проще всего выгнать с борта самолета пассажира, который путешествует один, без багажа, купил свой билет дешевле, чем другие, и пришел на посадку позже остальных.

Другое дело, что список этот используется не так уж часто. Авиакомпании всегда предпочитают решить проблему мирным путем, скандалы мешают бизнесу. Так что рейс Чикаго – Луисвилль стал скорее исключением из правил.

Но не всегда речь идет о переполненном рейсе. Причин, по которым пассажира могут не пустить на борт, много. И не все из них кажутся такими очевидными.

Когда вы заходите в самолет, взгляните в лицо улыбающейся стюардессе. Она не просто приветлива. В этот момент она вглядывается в вас, оценивает и – принюхивается. Во время посадки мы должны служить последним барьером перед пассажирами, которые могут стать в полете проблемой.

Пьяные, шумные весельчаки и те, кто явно находится под воздействием наркотиков, сразу попадают в группу риска. Не повезет и тем, кто обладает неприятным запахом или пытается зайти в самолет без обуви.

Беременные на последнем месяце не смогут полететь без специальной справки врача. Мы можем отказать в посадке и больным людям, которые требуют специального ухода, но путешествуют в одиночку. Если пассажир выглядит так, как будто он страдает от заразной инфекции, полететь куда-либо в этот день тоже никуда не сможет.

Не слишком часто, но даже плачущий без остановки ребенок может поспособствовать тому, что вся семья останется в аэропорту.

Американские авиакомпании также могут остановить пассажира на полпути, если его наряд сочтут слишком откровенным.

В каждом самолете есть удлинители для ремней безопасности, которые помогают людям с большим весом. Но если и этого недостаточно, и человек не может, сидя в кресле, пристегнуться, ему придется найти другой способ передвижения.

Но чаще всего, когда пассажира просят сойти с рейса, речь идет об опасном, по мнению стюардесс, поведении.

Команда на борту отвечает в первую очередь за безопасность полета. Для этого, по умолчанию, все пассажиры должны подчиняться указаниям стюардов. Стоит сказать «нет» на просьбу пристегнуться и вести себя потише, обозвать соседа бранным словом или попытаться прикоснуться к бортпроводникам, как пассажир попадает в категорию «неуправляемых».

Конечно, мы всегда даем несколько предупреждений. Но если человек не отвечает на увещевания и продолжает вести себя все более агрессивно, у стюардесс и пилотов есть три варианта.

Если самолет все еще находится на земле, бунтаря выдворят сразу. В середине полета такая ситуация ставит команду перед выбором – если человек и правда опасен, самолет может совершить внеплановую посадку. Если же командир принимает решение продолжить полет, в конечном пункте нарушителя будет ждать полиция, а в дальнейшем разбирательство и возможный штраф.

Есть на борту и набор с наручниками и липкой лентой – на самые крайние случаи, когда бортпроводникам приходится обездвиживать пассажира, который представляет опасность для себя и окружающих.

На моей памяти пассажиров выдворяли трижды. В первый раз это была пьяная компания в Нью-Йорке, которой так и не удалось попасть в Париж. Их остановили у самой двери.

Во второй раз мы вылетали из Стокгольма в Сан-Франциско, когда одна из пассажирок начала нервничать. Она боялась летать и не хотела оставаться на борту ни минуты дольше. Самолет уже выходил на посадку, но мы вынуждены были вернуться. Как только дверь была снова открыта, пассажирка успокоилась и начала говорить о том, чтобы остаться и продолжить полет. Ей все же пришлось выйти – мы думали о том, какой может быть реакция женщины в середине десятичасового полета, когда мы между Гренландией и Канадой, если даже несколько минут в самолете вызвали у нее ужасный приступ паники.

В третий раз мы летели из Лондона в мой город Форт-Лодердейл во Флориде. Мои английские коллеги с трудом в течение нескольких часов пытались успокоить пассажирку, которая громко ругалась и обзывала окружающих, несмотря на то, что она сидела рядом с маленьким ребенком.

За пару часов до посадки пилоты связались с аэропортом. Нас встретила полиция, и дебоширку вывели из самолета под руки.

В конечном счете в гражданской авиации действуют простые правила. Пассажиры вверяют нам свои жизни, и на несколько часов мы в ответе за них. Любая угроза их безопасности – или даже комфорту – должна быть исключена.

Случай с рейсом Чикаго – Луисвилль особенный. Бортпроводники по сути действовали в соответствии с правилами, но результат оказался плачевным. Человеческий фактор полностью исключить невозможно, но этот скандал заставит все авиакомпании пересмотреть свое отношение к тому, как тренировать персонал для решения таких проблем.

Что же делать, если вас просят покинуть борт самолета? Лучше всего сразу, без возмущений, подчиниться. А затем потребовать новый билет или возмещение ущерба и написать жалобу. Чаще всего, если, конечно, пассажир не нарушил закон, авиакомпания будет рада уладить ситуацию полюбовно.

Безопасных вам полетов!

Комментарии

Колонки этого автора

Про любовь и авиацию
1
Про секс, самолеты и снова про красную помаду
0
Давайте не бояться вместе: почему самолет безопаснее велосипеда
0
Как пережить долгий полет: секреты стюардесс
0
Как я стала стюардессой
0
Когда Америка мерзнет
1
Почти пропущенный день индейки
9
Круги на воде
1
Лето в Бостоне
2
Худая Америка
4
Толстая Америка
9
The Americans: русские шпионы стали героями американского телевидения
0
Я стар, я супер-стар
0
Право на маскарад
0
Спасибо вам за все
2
До свадьбы заживет
5
Как Пасхальный кролик прятал яйца в траве
0
Скажи платью да!
7
Сколько нужно времени, чтобы в кого-то влюбиться? Пара часов
0
Что русскому человеку делать в Америке
0
It's begining to look a lot like Christmas
0
Нью-Йорк
10
«Бананы Фостер» – когда нельзя, но очень хочется
1
Ураган «Айрин» глазами очевидца
0
Что русскому человеку делать в Америке и как туда попасть
11
Печенье для Кеннеди
3
Я выхожу замуж за американца
12