Задняя площадочка, за проезд передаем!

Начавшаяся было дискуссия о необходимости повышения платы за проезд в общественном транспорте Тюмени довольно быстро сошла на нет. И слава богу. Вообще плата за проезд повышается раз в некоторое количество лет, и это нормально. Более того, не каждый раз это вызывает раздражение. В последнем случае получилось обратное — местные перевозчики выступили аж с коллективным требованием повысить стоимость билетов.

Так сказать, ударили кулаком по столу: цена на бензин выросла, на запчасти — выросла, на сам транспорт — выросла, а вы как платили 22 рубля, так и платите. Разве это справедливо? Примерно такие аргументы. Надо сразу сказать, что справедливость тут ни при чем. Речь о том лишь, что перевозки стали менее прибыльными для перевозчиков. Ну, извините. А в другом бизнесе разве такого не бывает?

Если бы пассажирские перевозки не приносили прибыли вообще, то господа-водители не выясняли бы отношений на проезжей части и не устраивали бы разборок на конечных остановках. А такое случается, как мы знаем. Пассажирские перевозки — далеко не убыточное дело. Если кому-то не по душе условия ведения бизнеса на транспорте, департамент инвестполитики всегда готов помочь начать дело в другой отрасли.

Перевозчикам важно понимать следующее. Апеллируя к общественности о необходимости увеличения платы за проезд, бессмысленно рассказывать о себестоимости поездки — о том, что поднялись цены на бензин или запчасти, ужесточили ПДД и т. д. Любой из пассажиров в ответ убедительно расскажет, что в его кошельке денег тоже не прибавилось, но проезд на этом основании для него не делают дешевле.

Как мне кажется, между транспортниками и пассажирам должен существовать некий общественный договор: мы просим вас согласиться платить за проезд больше, но взамен предлагаем вам более качественные услуги.

В последние годы общественный транспорт Тюмени действительно стал ощутимо лучше — все больше комфортных машин, они летают по выделенным полосам, в салонах не несет табачным дымом. Но это заслуга, как правило, кого угодно, только не транспортников. Администрация Тюмени оптом закупает в Минске новые автобусы, что собственно и меняет в массе облик общественного транспорта, ГИБДД размечает выделенные полосы, депутаты придумывают, что бы еще запретить… А та часть системы, которая находится на передовой, так сказать, — владелец, водитель, кондуктор машины — как поучаствовали в прогрессе?

Мне как рядовому потребителю, готовому оплатить услугу, это не очень понятно. Для сравнения, в московском метро у меня всегда ясность полная. Если я вижу на электронном табло информацию, что перерыв между двумя поездами составляет четыре минуты, то дольше четырех минут мне проводить на станции не приходится. И я всегда уверен, что в час ночи смогу уехать на последнем поезде, например, в Фили.

За такую услугу я готов заплатить и 30, и 40, и 50 рублей. Она для меня качественная. Тут, конечно, можно долго рассуждать, что сравнивать метро и наземный транспорт некорректно. Но я полагаю, пробки и прочие внешние факторы, затрудняющие беспрепятственное движение авто, дают погрешность лишь в несколько минут. А саму систему, порядок и подходы сравнивать можно и нужно.

Моя личная боль заключается в том, что в части общественного транспорта Тюмень — абсолютно дневной город. Это в худшую сторону отличает его от многих других российских городов. Например, собираясь в театр, тюменец должен взять с собой не только деньги на билет, но и еще, условно говоря, 500 рублей на такси. В противном случае театрал после премьеры рискует не добраться до своей Лесобазы или Антипино.

Всякое свое действие горожане вынуждены планировать с поправкой «на ветер».

Дождусь ли я автобуса, если выйду из кино в десять вечера? Могу ли задержаться в гостях чуть дольше запланированного, если беседа вдруг затягивается? Стоит ли назначать встречу с человеком, зная, что тот будет готов к ней только после девяти? Подобного рода противные вопросы тюменцы всегда вынуждены держать в уме.

На автобус в позднее время еще можно надеяться, но маршрутка — это уже явление жанра «сам себе хозяин». Если водитель захотел остаться на маршруте вечером, то остался. Не захотел — едет по своим делам. К сожалению, на маршрутку после девяти вечера не стоит рассчитывать в принципе. Водитель, проехавший мимо остановки, всегда может сослаться на то, что салон переполнен, даже если это не так. Представьте три таких маршрутки подряд.

Расписание работы общественного транспорта, к чести разработчиков этого расписания, составлено идеально. На любой остановке можно найти информацию, свидетельствующую о том, как часто и как долго должны ездить автобусы. В некоторых случаях указано точное время прибытия. Однако документ носит чисто декларативный характер в виду необязательности его исполнения. И он не исполняется.

Лично для меня самый наглядный пример — это маршрут №17. Неоднократно был свидетелем, как от Метелево один за другим отправлялись автобусы, не забрав пассажиров. До пяти автобусов подряд съезжали с маршрута и через мост на Воронинских горках следовали за реку по своим нуждам. На остановках по пути следования собирались толпы и ждали действительного рейса по часу. В семь-восемь вечера, не позднее.

Говорят, если горожане стали свидетелями подобного нарушения, они могут пожаловаться, и тогда перевозчики будут наказаны. Отлично. Только воображаемые картины наказания несчастных не греют никого из тех, кто час зимой ждет автобуса на остановке. И главное — не меняют ситуацию принципиально. Очевидно, наказание никак не побуждает водителей к тому, чтобы начать уважать пассажиров.

P.S.: Однажды поздней осенью в жуткое ненастье я оказался в маршрутке №76, которая следовала с Московского тракта в центр. Где-то на Пархоменко водитель не самым удачным образом въехал на остановку и увяз в грязи на обочине. Пассажиры прониклись проблемой, вышли из салона и стали дружно толкать микроавтобус, забравшись по щиколотку в мокрый снег. Водитель газовал, пытаясь вырваться из грязно-снежного плена.

Наше соображение было таким. Лучше сообща справиться с неприятностью и продолжить путь, нежели рассчитывать на то, что полный состав маршрутки сможет без труда разместиться в следующей (на Пархоменко №76, как правило, уже бывает забитым под завязку). Надо сказать, что затея увенчалась успехом. Через десять минут микроавтобус общими усилиями удалось раскачать и сдвинуть с места. Всеобщие аплодисменты.

Когда довольные проделанной работой пассажиры, отряхивая руки, двинулись к автоматическим дверям маршрутки, водитель нажал педаль газа и укатил в сторону Червишевского тракта. С пустым салоном. Надо было видеть наши лица в этот момент. О чем он только думал, когда так поступал? Наверное, о дорожающих запчастях и бензине, о справедливой цене за проезд.

Комментарии

Колонки этого автора

Заветное восьмое
0
История одного плаката
0
ФК «Тюмень» в ФНЛ, а где тренер?
0
Как один француз подарил праздник всей России
0
...а получилось как всегда
0
Время для работы над ошибками
0
Самоокупаемость «Тюмени» – фантастика?
0
Скорый поезд Петербург – Рим
0
Мы его теряем
0
Министр обороны
0
Настоящие россияне
0
Правила для нарушений
0
Я буду долго гнать. Велосипед!
0
А судьи кто?
0
Группа смерти
0
Кучук, которого мы обрели
0
Старикам тут не место?
0
Последние путевки
0
Новое развлечение болельщиков
0
Никто ничего не слышал
0
Veni, vidi, vici
0
Смотрите другое кино
1
Главный соперник Гондураса
0
Пан или пропал
0
Новые правила
0
От чего в России плачут иностранцы
0
Belarus freedom
2
Руины Блатта
0
Рок энд roll
0
Дорогой наш Бейл...
0
Лоскутное одеяло
0
Окно для миллионеров
0
Футбольный менеджер
0
Женский пит-стоп
0
Больше не Kovy
0
Поуехали там!
0
Украина протестует и выигрывает
0
Репетиция Мундиаля
0
Давай за*****, товарищ, по одной
5
Бундесшкола
0
Возвращение легенды
0
Не фавориты
0
Итальянская невеста
0
С ленточками или без
7
Аркадий уплыл
0
О выскочках
0
Хоккей подкрался незаметно
0
В хоккей играют настоящие...
0
Тест от бразильцев
1
Слухи нашего городка
0
В поисках виноватых
0
Афранио навсегда
0
Извини, не в то окно
1
Неповторимый дух
0
Show Must Go On?
0
В защиту Светланы
0
Лучшее — враг хорошего
0
Чего бы запретить?
0
Не такой уж он и звездный...
0
До свидания, World Tour
1
«Мы не расисты»
0
Евро для избранных
0
«Зенит» обиделся
0
«Спартак» лихорадит
0
О звездах КХЛ
0
Где родился, там и пригодился
1
Слишком по-русски
0
Штрафной недели
0
Кошки-мышки
0
О любви и стиле «как получится»
0
Удачи бомжам
0
Давайте учиться
0
Александр Семин и его бабло
0
Спасибо за локаут
0
В условиях стресса
0
Искусственный футбол
0
Почему ЧГК – это спорт?
0
Хорошая игра
0
Национальный престиж
0
«Спартак», удачи!
0
Повежливее!
0
Лишь бы не скучать
0
Купите «розу»
2
И смех и грех
1
Italiano Vero
0
Фатальна помилка
1
Необъективный прогноз
3
Клуб несчастных
0
Каникул не будет
0
Как корабль назовешь...
0
Амстердамский рецепт
0
Рубилово!
4
Олег Романцев возвращается
0
В ФНЛ любой ценой?
0
Как привлечь детей в спорт?
2
Болельщики класса «А»
0
Спорт № 1?
1
Нормальные дети
5
Не ищите виноватых
0
Сижу, никого не трогаю
2
Пока я спал
0
Гол, хм, штанга!
1
Диниченко Павлияр
0
Ориунди в России
4
Без подвигов, пожалуйста
5
Еврохоккей пришел в Москву
2
С горем пополам
0
Новая «Тюмень»
0
Биатлон набирает популярность
1
Гуус Хиддинк вновь выступил за Россию
0
В круге третьем
2
«Светлый, спасибо. Удачи в карьере»
0
Не угодишь
17
Забронзовели?
1